Краткосрочный проект "Летчики" (2024-2025 уч. год)
30.04.2025
Проект разработан и реализован в период апрель-май 2025 года для детей средней группы. Проект является составной частью проекта детского сада к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Разработчики проекта: учитель-логопед, учитель-дефектолог Буракова М.А., воспитатель Гуцул А.Д.
Актуальность.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
является одной из актуальных задач современного общества. Целью патриотического
воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину,
преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его
интересы. Патриотическое воспитание помогает детям осознать свою принадлежность
к российской культуре, почувствовать связь с прошлым и настоящим своей страны,
а также развить чувство ответственности за будущее Отечества. К сожалению, с
каждым годом утрачивается связь поколений, всё меньше становится ветеранов,
героев Великой Отечественной войны. Перед взрослым встает проблема: как
рассказать детям о Великой Отечественной войне, сформировать у подрастающего
поколения чувство уважения к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ,
чувство долга и преданности своей Родине. К 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне у детей дошкольного возраста важно сформировать представления
о героическом подвиге русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками и
сформировать представления о различных видах войск, которые стоят на страже
мира, защищают нашу страну от врагов.
Цель проекта
– создание условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста
посредством формирования представлений о различных видах войск на примере
Военно-воздушных сил Российской Федерации и их значении для победы в Великой
Отечественной войне и защиты нашей страны в современном мире.
Задачи:
1.
Сформировать
представление об истории развития авиации и о подвигах Советских летчиков в
годы Великой Отечественной Войны.
2.
Формировать
интерес к различным видам войск.
3.
Воспитывать
уважение к людям военных профессий, патриотические чувства к Родине, её
героическому прошлому.
4.
Развивать
творческие способности в различных видах деятельности.
Предполагаемые результаты:
- у детей
сформированы представления о истории возникновения авиации, о гражданской и
военной авиации, значении Военно-воздушных сил для защиты страны, подвигах
Советских летчиков в годы ВОВ,
- дети проявляют
активность и самостоятельность при решении поставленных задач,
- у детей развиты
творческие способности, они могут в совместной деятельности со взрослыми
создавать самолеты из подручного материала, создавать изображения самолетов на
бумаге в различной технике,
- дети могут
рассказывать о своих поделках, представлять результаты своего творчества,
- дети могут
выучить небольшие стихи, инсценировать содержание произведения с использованием
атрибутов,
- дети испытывают
чувство гордости за свою страну, с
уважением относятся к ветеранам ВОВ.
Подготовительный
этап:
- определение
целей и задач проекта
- сбор материала,
необходимого для реализации проекта
- разработка
мероприятий для детей и родителей
Основной этап:
Беседы «История
авиации», «Подвиг летчиков ВОВ», «Строение самолета», «Профессии в авиации»,
«Современные самолеты: истребители, бомбардировщики и т.д.»
Создание выставки
«Военные самолеты: прошлое и настоящее» совместно с семьями воспитанников.
Изготовление макетов самолетов из различного материала дома с родителями. Создание макета «Военный самолет ВОВ» из ватмана в групповой деятельности.
Дидактические игры "Летчики-парашютисты", "Найди предметы, необходимые летчикам", "Назови профессию" и т.д.
Сюжетно-ролевая игра "Мы отважные пилоты"
Музыкальная подвижная игра "Летчики на аэродром"
Ознакомление с художественной литературой о
защитниках Отечества : былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша
Попович и Тугарин–змей», «Финист – ясный сокол»; рассказы: А. Митяев
«Землянка», «Мешок овсянки»; Стихотворения: «Наша армия родная», «Чья форма
лучше?», «Мой дедушка», «Солдаты», «Советский воин» и др.
Разучивание стихов о летчиках и самолетах. Инсценировка
стихотворения Михаила Исаковского «Летели на фронт самолеты».
Игры и упражнения
коррекционной направленности учителя-дефектолога:
- развитие
осязания и мелкой моторики «Собери самолет из частей», «Узнай на ощупь»,
- развитие
зрительного восприятия «Самолет и его тень», «Найди самолеты одинакового цвета»
- развитие
ориентировки в пространстве «Куда летит самолет?», «Расположи самолеты в
пространстве по инструкции» и т.д.
- развитие
познавательной деятельности «Сравни самолет и птицу, вертолет и стрекозу»,
«Четвертый лишний», «Чего не стало?» и т.д.
Упражнения учителя-логопеда
для коррекции речевых нарушений:
- автоматизация
звуков в играх на звукоподражание «Изобрази звук самолета», «Какие звуки издают
звери-пассажиры самолета» и т.д.,
- отработка слов
сложной звукослоговой структуры в играх «Слоговые дорожки», «Запомни, повтори»,
- развитие
слухового восприятия и фонематического слуха «Звуки самолета», «Сигнальщики»,
«Подбери картинки на заданный звук»,
- расширение словарного
запаса «Запомни, повтори», «Назови части», «Объясни словечко»,
- отработка
грамматических категорий на материале темы «Один-много», «Чего нет? Чем
горжусь? Что вижу?», «Скажи наоборот» и т.д.,
- разучивание
стихотворений, отработка ритмической стороны речи.
Заключительный
этап.
Представление
результатов работы по проекту на мероприятии, посвященном 80-летию Победы.
- Презентация
«Военно-воздушные силы России. История и современность»
- Декламация
стихотворения М.Исаковского «Летели на фронт самолеты» с инсценировкой
- Представление
танца «Летчики» и подвижной музыкальной игры «Самолеты»
Участие в
международном творческом пазл-фестивале «Победа за нами», «Мы память бережно
храним!»