Сопровождение детей с ОВЗ/детей-инвалидов в образовательной организации

09.11.2022

Ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид нуждается в комплексном психолого-медико-педагогическом сопровождении. Заключение необходимости в создании специальных условий для получения образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья ребенок получает в ТПМПК. Статус ребенок-инвалид присваивает бюро медико-социальной экспертизы. При поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию перед специалистами детского сада встает вопрос о создании для ребенка программы сопровождения, индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида направлен на создание особых образовательных условий, оказание помощи ребенку в овладении различными видами деятельности в рамках образовательных областей дошкольного образования, и коррекции нарушений в развитии. В процессе сопровождения ребенка педагогами заполняются карты индивидуального развития с перспективными планами индивидуальной работы по коррекции нарушений в развитии ребенка, дневники наблюдений за развитием ребенка с рекомендациями по корректировке, изменению маршрута при необходимости.

Комплексный подход к коррекции нарушений в развитии предусматривает лечебно-оздоровительные и коррекционно-восстановительные мероприятия

Стратегия и тактика работы с особым ребенком складывается из особенностей функционального развития его систем и органов, с учетом психолого-педагогической характеристика разных вариантов отклоняющегося развития.

 

Команда специалистов разрабатывает стратегию и тактику работы с детьми, нуждающиеся в особом сопровождении

- дети, испытывающие трудности в освоении программы;

- дети – инвалиды.

Стратегия и тактика работы с особым ребенком складывается из особенностей функционального развития его систем и органов, с учетом психолого-педагогической характеристика разных вариантов отклоняющегося развития.

 

Варианты отклоняющегося развития

Психолого-педагогические особенности детей

Ребенок-инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Нарушение двигательной сферы (гиперкинезы, тремор, нарушение координации движений и т.д.)

Страдает темп деятельности (темп выполнения действий, темп речи, скорость реагирования и т.д.)

Снижена работоспособность

Трудности управления своим поведением, контроля и самопрограммирования

Нарушение речи

Ребенок-инвалид с недостаточным развитием функциональных и психических процессов

Рассеянность внимания

Отставание в развитии общей и мелкой моторики – несформированность навыков самообслуживания

Быстрое истощение, утомление

Снижена прочность запоминания, характерна быстрая потеря информации

Снижен интерес к игровой деятельности

Отсутствует, либо снижена познавательная активность

Нарушения речевого развитияХочу такой сайт

Ребенок-инвалид по зрению

Слабовидение

Осторожность, пассивность, снижение интереса к окружающему

Снижение работоспособности, темпа деятельности

Обучаемость не нарушена, но специфична

Трудности формирования образов, нарушение образного мышления.

Недостаточность, фрагментарность восприятия

 

Варианты отклоняющегося развития

Направления коррекционной работы

Ребенок-инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Развитие общей моторики. Развитие моторики пальцев рук. Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие коммуникативно-речевых навыков. Формирование навыков самообслуживания и т.д.

Ребенок-инвалид с недостаточным развитием функциональных и психических процессов

Развитие сенсорной и моторной сферы. Развитие познавательной деятельности. Развитие эмоциональной сферы. Формирование видов деятельности, свойственных возрасту. И т.д.

Ребенок-инвалид по зрению

Развитие предметности представлений. Полифункциональное развитие всех органов и чувств. Развитие тактильных ощущений. Развитие эмоциональной сферы. Развитие ориентировки в пространстве с опорой на сохранные анализаторы.  И т.д.

Варианты отклоняющегося развития

Методы и приемы работы

Ребенок-инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Показ  и совместное выполнение действий. Многократное повторение инструкций. Ориентировка на оценку взрослого, а не на собственный самоконтроль. Вовлечение ребенка в игры со сверстниками. Пальчиковые гимнастики и т.д.

Ребенок-инвалид с недостаточным развитием функциональных и психических процессов

Упражнения на развитие внимания, памяти. Поэтапная инструкция выполнения заданий. Многократное повторение изученного материала.

Совместное выполнение задания взрослого с ребёнком. Церемония «Прощания» с закреплением положительного итога работы. Гимнастики. Игры. И т.д.

Ребенок-инвалид по зрению

Изучение объекта в разных модальностях (реальный предмет, рельефное, контурное, силуэтное изображение). Сочетание описания предмета с активным его исследованием. Подключение сохранных анализаторов. И т.д.

 

Комплексный подход к коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Индивидуально-ориентированная программа сопровождения ребенка-инвалида.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».