Сопровождение детей с ОВЗ/детей-инвалидов в образовательной организации
09.11.2022
Ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид нуждается в комплексном психолого-медико-педагогическом сопровождении. Заключение необходимости в создании специальных условий для получения образования обучающемуся с
ограниченными возможностями здоровья ребенок получает в ТПМПК. Статус ребенок-инвалид присваивает бюро медико-социальной экспертизы. При поступлении ребенка в
дошкольную образовательную организацию перед специалистами детского сада встает вопрос о создании для ребенка программы сопровождения, индивидуального
образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида направлен на создание особых образовательных условий, оказание помощи ребенку в овладении различными видами деятельности в рамках образовательных областей дошкольного образования, и коррекции нарушений в развитии. В процессе сопровождения ребенка педагогами заполняются карты индивидуального развития с перспективными планами индивидуальной
работы по коррекции нарушений в развитии ребенка, дневники наблюдений за
развитием ребенка с рекомендациями по корректировке, изменению маршрута при необходимости.
Комплексный подход к
коррекции нарушений в развитии предусматривает лечебно-оздоровительные и
коррекционно-восстановительные мероприятия
Стратегия и тактика работы с особым ребенком
складывается из особенностей функционального развития его систем и органов, с
учетом психолого-педагогической характеристика разных вариантов отклоняющегося
развития.
Команда специалистов
разрабатывает стратегию и тактику работы с детьми, нуждающиеся в особом
сопровождении:
- дети, испытывающие трудности в освоении программы;
- дети – инвалиды.
Стратегия и тактика работы с особым ребенком
складывается из особенностей функционального развития его систем и органов, с
учетом психолого-педагогической характеристика разных вариантов отклоняющегося
развития.
Варианты отклоняющегося развития | Психолого-педагогические особенности детей |
Ребенок-инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Нарушение двигательной сферы (гиперкинезы, тремор, нарушение координации движений и т.д.) Страдает темп деятельности (темп выполнения действий, темп речи, скорость реагирования и т.д.) Снижена работоспособность Трудности управления своим поведением, контроля и самопрограммирования Нарушение речи |
Ребенок-инвалид с недостаточным развитием функциональных и психических процессов | Рассеянность внимания Отставание в развитии общей и мелкой моторики – несформированность навыков самообслуживания Быстрое истощение, утомление Снижена прочность запоминания, характерна быстрая потеря информации Снижен интерес к игровой деятельности Отсутствует, либо снижена познавательная активность |
Ребенок-инвалид по зрению | Слабовидение Осторожность, пассивность, снижение интереса к окружающему Снижение работоспособности, темпа деятельности Обучаемость не нарушена, но специфична Трудности формирования образов, нарушение образного мышления. Недостаточность, фрагментарность восприятия |
Варианты отклоняющегося развития | Направления коррекционной работы |
Ребенок-инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Развитие общей моторики. Развитие моторики пальцев рук. Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие коммуникативно-речевых навыков. Формирование навыков самообслуживания и т.д. |
Ребенок-инвалид с недостаточным развитием функциональных и психических процессов | Развитие сенсорной и моторной сферы. Развитие познавательной деятельности. Развитие эмоциональной сферы. Формирование видов деятельности, свойственных возрасту. И т.д. |
Ребенок-инвалид по зрению | Развитие предметности представлений. Полифункциональное развитие всех органов и чувств. Развитие тактильных ощущений. Развитие эмоциональной сферы. Развитие ориентировки в пространстве с опорой на сохранные анализаторы. И т.д. |
Варианты отклоняющегося развития | Методы и приемы работы |
Ребенок-инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Показ и совместное выполнение действий. Многократное повторение инструкций. Ориентировка на оценку взрослого, а не на собственный самоконтроль. Вовлечение ребенка в игры со сверстниками. Пальчиковые гимнастики и т.д. |
Ребенок-инвалид с недостаточным развитием функциональных и психических процессов | Упражнения на развитие внимания, памяти. Поэтапная инструкция выполнения заданий. Многократное повторение изученного материала. Совместное выполнение задания взрослого с ребёнком. Церемония «Прощания» с закреплением положительного итога работы. Гимнастики. Игры. И т.д. |
Ребенок-инвалид по зрению | Изучение объекта в разных модальностях (реальный предмет, рельефное, контурное, силуэтное изображение). Сочетание описания предмета с активным его исследованием. Подключение сохранных анализаторов. И т.д. |