Зрительные образы гласных звуков

19.11.2025

Профилактику нарушений письма и чтения в школе необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. В детском саду для детей, имеющих нарушения зрения и речи,  предлагаются задания, целью которых является формирование представлений о гласных звуках. Ребенок должен научиться правильно произносить звуки и выделять их в потоке речи. Если гласный звук произносится смазано, то в процессе письма могут возникнуть дисграфические ошибки: пропуски, замены, перестановки гласных букв.

 

В работе с детьми по формированию навыков звукового анализа и синтеза используется методика Т.А. Ткаченко – «визуализация произносимых звуков речи». При этом визуальной (зрительной) опорой гласных звуков являются геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при произношении соответствующего гласного звука. В основе метода лежит опора на вспомогательные зрительные символы звуков, которые облегчают ребенку запоминание гласных звуков и формируют устойчивый артикуляционный образ звука – положение губ при произношении:

а – рот широко открыт (большой круг),

у – губы вытянуты в трубочку (маленький круг),

и – губы растянуты в улыбку (прямоугольная полоска),

0 – губы в форме овала, вытянутого сверху вниз (узкий овал),

ы – губы в форме овала, вытянутого слева направо (широкий овал),

э – челюсть опускается вниз (полукруг).

Благодаря этой методике внимание ребенка концентрируется на артикуляции и звучании фонем. В дальнейшем это облегчает запоминание символа – буквы.

 Хочу такой сайт

Также данная методика помогает сформировать у детей представления об отличии звуков и букв:

Звуки мы слышим и говорим.

Буквы мы пишем и видим.

 

После того, как ребенок освоит визуальный (зрительный) образ звука, предлагаются игровые упражнения по закреплению навыков звукового анализа и синтеза.

- «Соедини образ звука с буквой»

- «Запомни, повтори песенку гласных с опорой на схему»

- «Подбери к звуковому шифру буквы»

- «Подбери картинки с заданным звуком, проговори звук в слове длительно, посмотри на положение губ»

 

Отличие звуков от букв, зрительные символы гласных звуков.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».