Зрительные образы гласных звуков
19.11.2025
Профилактику
нарушений письма и чтения в школе необходимо начинать уже в дошкольном
возрасте. В детском саду для детей, имеющих нарушения зрения и речи, предлагаются задания, целью которых является
формирование представлений о гласных звуках. Ребенок должен научиться правильно
произносить звуки и выделять их в потоке речи. Если гласный звук произносится смазано,
то в процессе письма могут возникнуть дисграфические ошибки: пропуски, замены,
перестановки гласных букв.
В работе с
детьми по формированию навыков звукового анализа и синтеза используется методика
Т.А. Ткаченко – «визуализация произносимых звуков речи». При этом визуальной (зрительной)
опорой гласных звуков являются геометрические формы, внешний вид которых
напоминает очертания губ при произношении соответствующего гласного звука. В
основе метода лежит опора на вспомогательные зрительные символы звуков, которые
облегчают ребенку запоминание гласных звуков и формируют устойчивый
артикуляционный образ звука – положение губ при произношении:
а – рот широко
открыт (большой круг),
у – губы вытянуты
в трубочку (маленький круг),
и – губы растянуты
в улыбку (прямоугольная полоска),
0 – губы в
форме овала, вытянутого сверху вниз (узкий овал),
ы – губы в
форме овала, вытянутого слева направо (широкий овал),
э – челюсть опускается
вниз (полукруг).
Благодаря этой
методике внимание ребенка концентрируется на артикуляции и звучании фонем. В
дальнейшем это облегчает запоминание символа – буквы.
Также данная
методика помогает сформировать у детей представления об отличии звуков и букв:
Звуки мы слышим
и говорим.
Буквы мы пишем
и видим.
После того, как
ребенок освоит визуальный (зрительный) образ звука, предлагаются игровые
упражнения по закреплению навыков звукового анализа и синтеза.
- «Соедини
образ звука с буквой»
- «Запомни,
повтори песенку гласных с опорой на схему»
- «Подбери к
звуковому шифру буквы»
- «Подбери
картинки с заданным звуком, проговори звук в слове длительно, посмотри на
положение губ»