Фрукты. Сад.
24.10.2024
Тема «Осенний сад. Фрукты»
По данной теме дети 4-5 лет знают и называют
фрукты (яблоко, груша, слива, банан, апельсин, лимон).
Имеют представление о месте произрастания
фруктов. Яблоко, груша, слива поспевают в садах у нас на Урале. Апельсин,
лимон, банан растут в жарких странах.
Дети 4-5 лет знают и рассказывают, что
фрукты растут на дереве, их можно есть сырыми или варить из них компот,
варенье.
Дети могут употреблять и понимать слова:
созрели, поспели, срывать, собирать, выращивать, гладкий, шершавый, сладкий,
кислый, горький. Различают фрукты по цвету (красный, желтый, зеленый,
оранжевый, синий)
Дети могут описать фрукт, отвечая на
вопросы.
Например:
1. Яблоко – это овощ или фрукт? Почему? (Яблоко – это
фрукт, потому что растет на дереве)
2. Как называется дерево, на котором растет яблоко?
(Яблоня)
3. Какого цвета бывает яблоко? (Оно бывает красного,
зеленого, желтого цвета)
4. Какое строение имеет яблоко? (Оно сверху покрыто
тонкой кожицей, внутри яблока мякоть и маленькие косточки)
5. Какое яблоко на ощупь? (Твердое, гладкое)
6. Как яблоко употребляют в пищу? (Его можно есть сырым,
запечь в духовке, сварить компот или варенье)
7. Где можно взять яблоко? (Его можно сорвать в саду на
яблоне или купить в магазине)
Игровые упражнения учителя-дефектолога.
24.10.2024
Упражнение
«Яблоко» (рис.1-2)
Цель: формирование способов обследования и
предметных представлений, формирование навыков обследования предметов с
подключением мануальных обследовательских действий и всех анализаторных систем.
Оборудование: фрукты (муляжи, картинки), сюжетная
картина «Сад».
Организация совместной деятельности с ребенком:
1.
Детям
предлагается рассмотреть яблоко и обследовать его по плану:
-
Какого цвета бывают яблоки? Как можно определить цвет? (Посмотреть на него.)
-
Какая у яблока форма, размер? Как можно определить форму и размер? (Посмотреть
и потрогать.)
- Какое оно на ощупь? Как можно это
определить? (Потрогать его пальчиками)
-
Какое оно внутри? Как это можно определить? (Разрезать и посмотреть) Какие
части есть у яблока? (Рассмотреть тоненькую кожуру, сочную мякоть, черные
маленькие семечки)
-
Какой вкус и аромат яблока? Как это можно определить (Попробовать на вкус,
понюхать)
2. Детям предлагается
послушать рассказ о росте и развитии яблока с опорой на сюжетные картинки.
3. Далее можно
сравнить натуральные фрукты с подключением мануальных обследовательских действий.
Сравнение
поверхности: яблока, апельсина, лимона (гладкий – шершавый), яблока, апельсина,
банана (твердый – мягкий).
Сравнение фруктов внутри
и снаружи: у какого фрукта кожура тонкая-толстая, у какого фрукта есть семечки,
косточки, мякоть.
Цель: развитие навыков
ориентировки на плоскости и в пространстве, развитие зрительных функций
(локализации, фиксации), развитие моторики пальцев рук.
Детям предлагается
выполнить задания:
- Рассмотри
дерево, назови части дерева, скажи и покажи «Что у дерева вверху, внизу,
посередине»
- Рассмотри и
назови предметные картинки. Разложи их слева направо в ряд. Назови в ряду
картинок фрукты. Назови в ряду картинок животных. Назови в ряду картинок
насекомых.
- Подумай и
ответь: «Кого и что можно поместить на дерево? Кого мы никогда не можем увидеть
на дереве?»
- Прикрепи
картинки на дерево, составив предложение со словами-действиями (сидит, растет).
Игровое упражнение
для детей 4-5 лет «Что растет на дереве? Что растет на грядке?» (рис.5)
Цель: формирование
представлений об отличии фруктов и овощей.
Задание:
1)
Детям
предлагается назвать, рассмотреть и обследовать пальчиками муляжи-игрушки или
натуральные фрукты-овощи. Назвать их. При затруднении слово - название фрукта,
овоща проговаривает взрослый, ребенок повторяет.
Если
у ребенка не получается воспроизвести слоговую структуру слова, по слово
произносят по слогам с опорой на слоговую дорожку.
2)
Ребенку
предлагается взять в руку овощ или фрукт, назвать его и ответить на вопрос: Где
растет этот овощ или фрукт?
Положить
овощи рядом с грядкой, фрукты рядом с деревом.
При
этом ребенок, выполняя действие, должен озвучить его.
(Например: Помидор (показывает игрушку)
растет (поднимает игрушку) на грядке (подносит игрушку к грядке).
Яблоко
(показывает игрушку) растёт (поднимает игрушку) на дереве (подносит игрушку к
дереву).
3)
После выполнения заданий с наглядным
материалом ребенку можно предложить задание на листочке «Помоги овощам-фруктам
найти свой дом»
Игровые упражнения учителя-логопеда
25.10.2024
Упражнение «Слоговые
дорожки для фруктов»
Цель: формирование
умения проговаривать слово медленно по слогам
Задание:
1)
Ребенку
предлагается взять игрушку фрукта и назвать фрукт.
2)
Взрослый
обращает внимание, что слова могут звучать коротко (лук) и длинно (ка-пус-та).
3)
Затем
взрослый проговаривает слово медленно по слогам и предлагает ребенку «прошагать»
это слово по дорожке, показывая пальчиком слева направо каждую часть слова.
Упражнение «Звуковые
песенки А-У в названиях фруктов и овощей»
Цель: уточнение
произношения звуков «а», «у», формирование умения выделять отличия этих звуков
на слух и в произношении изолированно и в словах.
Задание:
1)
Взрослый
предлагает ребенку посмотреть на домик, в котором живут звуки-девочки. Каждый
звук любит петь свою песенку. Когда звук «а» поет песенку – рот широко
открывается. Его произношение обозначаем карточкой «большой красный круг».
Когда звук «у» поет песенку – губы вытягиваются вперед трубочкой. Его произношение
условно обозначаем карточкой «маленький красный кружок»
2)
Затем
ребенку предлагается произнести эти звуки с опорой на карточку-символ и контролем
работы своих губ в зеркало. Если ребенок видит большой круг – широко открывает
рот и произносит «а», смотрит на работу губ в зеркало. Если видит маленький
кружок – вытягивает губы улыбкой и произносит «у», смотрит на работу губ в
зеркало.
3)
После
проговаривания звука изолированно проводится игра на развитие фонематического
слуха - «Прятки». Взрослый произносит звук, а ребенок закрывает соответствующую
карточку: на звук «а» - большой круг, на звук «у» - маленький кружок.
4)
Если
ребенок освоил навык различения звуков с опорой на условные карточки, то они
добавляются в схемы слоговых дорожек. При этом вначале взрослый проговаривает
слово медленно по слогам утрированно выделяя звук «а» и «у» пальчиком показывая
на часть слова и обращая внимание на положение губ. Затем ребенок проговаривает
слово вслед за взрослым.