Занятие № 17. Тема: Буква Н, звуки «н, нь».
17.11.2023
1.
Посмотрите на букву Н. На что она похожа?
2. В
букве Н живет два звука «н» и «нь».
3. Когда
мы произносим «н» - язык прижимается к верхним зубам, воздух выходит через нос,
голос работает. Звук встречает и преодолевает преграду, поэтому он согласный.
Этот звук твердый – средняя часть спинки языка опущена. Этот звук звонкий,
потому что голос работает. Раскрасьте квадратик слева синим цветом с
колокольчиком внутри.
4. Когда
мы произносим звук «нь» - средняя часть спинки языка прижимается к нёбу, воздух
выходит через нос, голос работает. Этот звук – согласный, потому что он
встречает и преодолевает преграду. Он мягкий, средняя часть спинки языка
приподнята. Этот звук звонкий, потому что голос работает. Раскрасьте квадратик
зеленым цветом с колокольчиком внутри.
5. Прочитайте
слоги с гласными первого ряда. С гласными первого ряда в слогах мы произносим
звук «н».
6. Прочитайте
слоги с гласными второго ряда. С гласными второго ряда мы произносим мягкий
звук «нь».
7. Послушайте
три слова, покажите картинки: «НОС», «НЁС», «КОНЬ».
8. Что
такое «НОС»? (Нос – это часть тела человека, которой мы дышим). Сделаем
звуковой разбор слова НОС.
- Проговорите слово, выделяя первый
звук (нннннннос) Какой первый звук в слове? («н») Он согласный твердый,
звонкий. Раскрасьте квадратик синим цветом с колокольчиком внутри.
-
Проговорите слово, выделяя третий звук в слове (носсссс) Какой третий звук? («с»)
Он согласный, твердый, глухой. Раскрасьте квадратик синим цветом без
колокольчика.
-
Подпишите каждый звук буквой.
-
Проговорите слово так, чтобы услышать первый звук (нннннннёс). Какой первый
звук? («нь»). Он согласный, мягкий звонкий. Раскрасьте
квадратик зеленым цветом с колокольчиком внутри.
-
Какой второй звук. Проговорите слово, выделяя второй звук (нёёёёёёёёс) Какой
второй звук в слове? («о»). Он гласный, красим красным.
-
Проговорите слово, выделяя третий звук в слове (носсссс) Какой третий звук?
(«с») Он согласный, твердый, глухой. Раскрасьте квадратик синим цветом без
колокольчика.
-
Подпишите каждый звук буквой.
ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ: после мягкого согласного «нь» слышится «о», но пишем букву второго
ряда – Ё. Звук «й» из буквы Ё уходит в показатель мягкости, остается только
звук «о».
10. Кто
такой КОНЬ. (Это домашнее животное. У него сильное тело, большая голова,
длинные ноги с копытами, есть грива и хвост))
- Проговорите слово так, чтобы
услышать первый звук (Конь). Какой первый звук? («к»). Он согласный, твёрдый,
глухой. Раскрасьте квадратик синим цветом без колокольчика внутри.
- Какой второй звук. Проговорите
слово, выделяя второй звук (кооооооооонь) Какой второй звук в слове? («о»). Он
гласный, красим красным.
- Проговорите слово, выделяя третий
звук в слове (коннннннннь) Какой третий звук? («нь») Он согласный, мягкий
звонкий. Раскрасьте квадратик зеленым цветом с колокольчиком внутри.
- Подпишите каждый звук буквой.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: после мягкого звука «нь» пишем Букву «мягкий знак». В слове
КОНЬ – три звука, но четыре буквы.
11. Составьте
предложение с каждым словом.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Покажите букву. Научитесь
ее писать.
- Назовите звуки,
которые живут в этой букве.
- Назовите каждый
звук в словах (НОС, НЁС, КОНЬ)
- Прочитайте
слова.
Раскрасьте
картинки.