1
Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3
1.4.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
2
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей
программы по подготовке к школе «Дошкольная академия»
Принципы и подходы к организации образовательной
деятельности
Планируемые результаты освоения детьми программы
Содержательный раздел
Формы, способы и методы реализации программы
Перспективное планирование
Организационный раздел
Основные характеристики деятельности
Оборудование, материалы
Календарный учебный график
Учебный план
Оценочные материалы.
Список используемой литературы
3
5
5
8
10
11
22
22
23
23
24
31
1.1.
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273 –
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определена важность и
значение системы дополнительного образования детей, которое направлено на
формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени.
Дополнительное образование детей целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных программ, оказания дополнительной образовательной услуги
и информационно-образовательной деятельности за пределами основных
образовательных программ в интересах человека и государства. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Нарушение
зрения часто является серьезным препятствием для полноценного развития
ребенка,
успешной
социализации,
освоения
им
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, а в дальнейшем
может привести к трудностям при освоении основных общеобразовательных
программ начального образования.
Поэтому дополнительное образование
расширяет возможности образовательного стандарта и удовлетворяет
постоянно
изменяющиеся
индивидуальные
социокультурные
и
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья. Интеграция основного и дополнительного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья позволяет сблизить процесс
воспитания, развития и обучения, что является одной из наиболее значимых
проблем в современной педагогике.
Дошкольное образование – это первый уровень общего образования,
который предусматривает организацию преемственности между дошкольным
и начальным школьным образованием, и готовит детей к обучению в школе.
Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую,
психологическую и социально-личностную готовность, т.е. такой уровень
физического, психического и социального развития ребенка, который
необходим для его здоровья, успешной социализации и адаптации в
современном обществе. Все составляющие школьной готовности тесно
взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них так или иначе
сказываются на успешности обучения в школе. Подготовка детей к школе
занимает особое место в системе образования. Проблема преемственности
между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно
привлекает внимание как педагогов системы дошкольных учреждений, так и
учителей начальной ступени образования. Школа предъявляет к
3
первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста
должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть
развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа
познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и
познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник
должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий
(УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Интеллектуальная
готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью)
является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поступление ребёнка в школу
– это ответственный и сложный момент в его жизни. При подготовке к школе
необходимо учесть психологическую готовность к школьному обучению,
сформировать у ребёнка те качества характера, которые помогут ему
построить общение со сверстниками и выполнять правила школьной жизни,
т.е. научить учиться.
Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке к школе
«Дошкольная академия» составлена и разработана в соответствии с
действующим законодательством, нормативными правовыми актами
федерального, регионального уровня, локальным актами МБДОУ,
регулирующими его деятельность:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования".
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08249"Комментарии к ФГОС дошкольного образования".
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении
САНПИН» 2.4.3049-13).
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
- Положение о платных образовательных услугах.
- Устав МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 101.
4
1.2 Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей
программы подготовки к школе «Дошкольная академия»» для детей
дошкольного возраста (5-7 лет)
Цель: формирование компетенций дошкольников, которые необходимы
для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, успешной
адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям.
Задачами программы подготовки детей к школе «Дошкольная академия»
являются:
- формирование положительного отношения к учению;
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- формирование адекватной возрастному уровню картины мира;
- развитие мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи;
- развитие звуковой культуры речи, формирование аналитико-синтетической
деятельности;
- формирование системы элементарных математических представлений;
- развитие памяти и внимания;
- создание предпосылок к школьному обучению;
- формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий);
1.3. Принципы и подходы к организации образовательной
деятельности
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами,
определенными ФГОС ДО:
- поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,
самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни
значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит
с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к
следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация программы в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
При разработке программы учитывались основные принципы
дошкольного образования:
- обогащение (амплификация) детского развития;
- принцип индивидуализации дошкольного образования - построения
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
5
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования.
- реализации личностного подхода, который предполагает отношение к
каждому ребенку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков
он есть. Личностный подход предусматривает утверждение в образовательном
процессе субъект-субъектных (партнерских) отношений между взрослыми и
детьми, гибкое реагирование педагога на образовательные потребности детей;
- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип сотрудничества ДОУ с семьей. Одна из задач программы –
формирование социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей
семью, в которой ребенок приобретает свой главный опыт жизни и
деятельности, и все институты внесемейного образования в целях
разностороннего и полноценного развития детей;
- принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
- принцип формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности. Задачи познавательного
развития решаются путем организации живого и заинтересованного участия в
познавательно-исследовательской
деятельности
(детском
экспериментировании с усложнением действий по преобразованию объектов,
решении проблемных ситуаций, наблюдениях, коллекционировании и др.;
- принцип возрастной адекватности дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития). В соответствии с указанным принципом ведущими видами
деятельности детей старшего дошкольного возраста являются – игра,
познавательно-исследовательская деятельности, творческая активность
ребенка;
- принцип учета гендерной специфики развития детей дошкольного
возраста;
- комплексно-тематического принципа построения образовательного
процесса. В основу реализации комплексно-тематического принципа
построения образовательной программы дошкольного образования положено
примерное тематическое планирование образовательного процесса в
соответсвии с АООП ДОУ,;
- принцип интеграции содержания дошкольного образования;
- принцип проблемного образования предполагает решение задачи, поиск
ответа на вопрос или разрешение спора, характеризующиеся преодолением
детьми определенных трудностей. Важно, чтобы проблема имела
практическое значение для ребенка - важное в его жизни и деятельности.
Решая проблемы, ребенок усваивает один из главных жизненных и
образовательных уроков: окружающий мир не просто разный, он
многообразный и меняющийся, в нем все не по шаблону;
- принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных
физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность
6
(направленность на развитие творческой активности), задачи образования
реализуются в определенных природных, климатических, географических
условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и
результативность воспитания и обучения ребенка.
Программы разработана на основе общедидактических
и
тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие
ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.
Основными принципами организации коррекционно-педагогического
и
образовательного процессов являются:
- учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития
детей с нарушением зрения;
- модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения,
перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения
на основе преемственности школьного курса с дошкольным при соблюдении
дидактических требований соответствия и содержания обучения
познавательным возможностям детей;
- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их
зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая
применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных
учебников, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения
наполняемости групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;
- обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях
непрерывности дошкольно-школьного воспитания, обучения и лечения детей
с нарушением зрения;
- система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации
детей с нарушением зрения;
- создание офтальмо-гигиенических условий в групповых комнатах и
лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и
обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.
Теоретико-методологической основой определения требований к
содержанию образовательной программы дошкольного образования являются
следующие подходы:
- культурно-исторический – подход обеспечивает компетентное введение
воспитанников в мир культуры, постижение ее смысла и ценности, когда их
знакомят с духовными, интеллектуальными и материальными культурными
ценностями, способствует овладению деятельностью по созданию и
сохранению прекрасного, развитие творческих потенциалов личности
(Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и
др.);
- дидактический подход развивающего обучения, научное положение Л.
С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за
собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как
два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом
«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.
В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Образовательной программы
7
ДОУ выступает как важнейший результат успешности воспитания и
образования детей;
-деятельностный – подход означает организацию и управление
целенаправленной образовательной деятельности воспитанника в общем
контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных
планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания,
личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка
(А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);
- личностный – подход включает одну из важнейших задач формирования
у ребенка положительной Я-концепции (Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.);
- гуманитарный – на него опирается междисциплинарное научнопрактическое направление, условно называемое педагогикой оздоровления.
Это направление оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии,
педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был российский
ученый-педиатр и педагог Ю. Ф. Змановский.
1.4. Планируемые результаты освоения программы детьми
Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по
подготовке к школе «Дошкольная академия» ориентированы на достижение
целевых ориентиров ФГОС:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы
и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами
и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
8
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения
и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком
с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь
на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Программа рассчитана на два года обучения (старшая и подготовительная
группа). К концу каждого периода ребенок овладевает компетенциями,
которые обеспечивают успешное овладение целевыми ориентирами ФГОС, а
также способствуют развитию личности ребенка в целом.
Первый год обучения
- дети овладевают представлениями о
звуковой культуре речи,
у
детей
сформированы
представления
о
механизме
образования звуков речи, акустикоартикуляционные образы звуков;
- умеют выделять звуки в словах,
определять место звука в слове,
проговаривать слово по слогам;
- умеют отвечать на вопросы
развернутым предложением;
- владеют навыками счета с
подключением
различных
анализаторов;
умеют
сравнивать
группы
предметов, обобщать, делать выводы;
владеют
пространственными
представлениями,
умеют
ориентироваться в микропространстве
листа и макропространстве группы;
- владеют представлениями об
окружающем мире;
проявляют
инициативу
и
самостоятельность в поиске ответов
на вопросы.
9
Второй год обучения
- дети овладевают представлениями
об отличии звуков от буквы;
- овладевают навыками чтения;
- свободно владеют навыками
звукобуквенного разбора простых
слов;
- дети владеют словарным запасом в
соответствии с возрастными нормами;
- в речи используют грамматические
конструкции в соответствии с
правилами и нормами русского языка;
- владеют развитой связной речью,
могут составить рассказ из опыта;
-владеют навыками счета в пределах
20, счетными операциями в пределах
10;
- могут устанавливать причинноследственные связи и зависимости;
свободно
ориентируются
на
плоскости листа и в клетке;
- - определяют количество предметов
в пределах 10, соотносят количество с
цифрами;
владеют
представлениями
о
природном и социальном окружении
Владеют
коммуникативной
функцией
речи,
проявляют
инициативу и самостоятельность в
поиске ответов на вопросы, в
процессе решения интеллектуальных
задач.
2. Содержательный раздел.
2.1. Формы, способы и методы реализации программы.
Дополнительная образовательная программа по подготовке к школе
«Дошкольная академия» рассчитана на два года обучения: старшую и
подготовительную группу. Программа состоит из трех блоков: «Чтение с
увлечением. Буквы и звуки», «Занимательная математика», «Мир вокруг нас».
Образовательная
деятельность
осуществляется
через
интеграцию
образовательных областей и направлений детской деятельности. Интеграцией
называется процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей,
взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое.
Сущность интеграции в процессе воспитания и обучения заключается в том,
что
комплексное
воздействие
образовательных
компонентов
на
воспитанников гораздо эффективнее и предпочтительнее, чем каждого по
отдельности. Проблема организации интегрированных форм деятельности
отражена в исследованиях различных авторов.
В книге С.Д.Сажиной
«Технология интегрированного занятия в ДОУ» дается определение
интегрированного занятия как занятия, на котором соединяются знания из
разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг
друга. На интегрированном занятии педагог имеет возможность решить
несколько задач развития ребенка. А.А. Майер в книге «Интеграция основных
компонентов дошкольного образования» отмечает, что интеграция
предусматривает организацию целостного образовательного процесса на
уровне
цели,
содержания
и результатов.
Основным
фактором
интеграционного процесса выступает интеграция основных видов
деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской,
трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединить
внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия
для появления образовательного продукта, в создание которого включены
дети, педагоги, родители. Таким образом, формы интеграционного процесса
характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и
взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей. В роли продукта
интеграционного процесса выступает комплекс «рабочих листов», по которым
дети выполняют задания разных образовательных областей «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие». «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Сам процесс выполнения заданий по рабочим листам уже является
психологической подготовкой к школе, ребенку нужно услышать задание
10
взрослого, выполнить его, сравнить собственное выполнение с образцом,
проанализировать собственные действия, при необходимость исправить
ошибки.
В процессе реализации программы используется программнометодический комплекс "Колибри", который позволяет создать интерактивные
занятия и обеспечить активное и заинтересованное участие детей в
образовательном процессе. С помощью сенсорной панели выполнение
заданий моделируется на экране, дети могут рисовать, играть, писать не
только выполняя задания на листе бумаги, но и на сенсорной панели. При
этом интерактивная панель, в отличие от персональных компьютеров и
планшетов, ориентирована на коллективную работу с дошкольниками, и
обеспечивает активное участие детей в обучении и играх.
Совместная деятельность с детьми осуществляется форме непрерывной
образовательной деятельности через организацию различных видов детской
деятельности (игровой, двигательной, познавательной, исследовательской,
коммуникативной, продуктивной). В непосредственно-образовательной
деятельности формы, приемы и методы работы выбираются в зависимости от
контингента детей. Наиболее эффективной формой организации деятельности
с детьми с нарушением зрения в процессе непосредственно образовательной
деятельности является подгрупповая работа. Подгруппы формируются с
учетом уровня психического развития детей и сформированности запаса их
знаний и представлений. Деятельность организуется с учетом специальных
требований, предъявляемых к коррекционно-образовательному процессу при
работе с детьми, имеющими нарушения зрения:
- каждое занятие представляет тематическую и игровую целостность;
- распределение учебной нагрузки на занятии соответствует зрительным
возможностям и уровню психического развития ребенка;
- обязательно проведение зрительной гимнастики с использованием игр и
упражнений для развития и тренировки зрительных функций, снятия
зрительного и мышечного утомления, независимо от темы занятия;
- используются различные виды наглядности;
- осуществляется индивидуальный подход с учетом состояния сохранных,
нервно-психических функций и положительных свойств личности ребёнка с
нарушением зрения.
2.3. Перспективное планирование
Перспективное планирование по дополнительной образовательной услуге по
подготовке к школе «Дошкольная академия» составлена с учетом календарнотематического планирования работы образовательного учреждения в
соответствии с АООП ДОУ.
11
1 год обучения.
Образовательное
событие
День
рождения
полезных
привычек
День
дошкольного
работника
Красота
осенней
природы
Праздник
Покрова
Осеннины
12
Программное
содержание
блока
«Мир вокруг нас»
«Человек. Части тела»
Закрепление
представлений о
человеческом
организме,
пространственном
расположении частей
тела, сформировать
представления о
функциональном
значении анализаторов
и частей тела,
расширять диапазон
понимаемых эмоций
«Детский сад.
Игрушки
книжки.
Творчество
А.Барто» Закрепление
представлений
о
детском
саде,
о
профессиях людей в
детском
саду,
представлений
об
игрушках, книгах, их
строении, назначении.
«Грибы, ягоды»
Расширение
представлений о
строении цветущих
растений, об осенних
цветах
«Осень.
Деревья»
Обобщение
и
систематизация
представлений детей о
признаках
осени,
формирование умений
устанавливать
связи
между
сезонными
признаками в природе
и жизнью растений
«Откуда хлеб
пришел?»
Формирование
представлений о
способах выращивания
Программное содержание
блока «Буквы, звуки.
Чтение с увлечением»
«Звуки
окружающего
мира»
Формирование
представлений о звуках
окружающего
мира
(речевые и неречевые).
Различение
неречевых
звуков на слух.
Блок «Занимательная
математика»
Гласные звуки
у а и . Выделение
слова в потоке речи.
Живое – неживое. Слова –
вопросы кто это? что это?
Количество
и
счет.
Умение считать до 5-10,
решать математические
загадки «Кот кататься не
привык,
опрокинул
грузовик»
Выделение слова в потоке
речи. Слова-предметы,
слова-признаки. Гласные
звуки у а и
о
Цвет, форма, величина.
Решение
логических
задач
«Грибочки»
Привлечение внимания к
значению слов (словапредметы, слова-признаки,
слова-действия)
Формирование
представлений об отличии
понятий: Слово. Слог. Звук.
Знакомство с ритмическим
рисунком слов.
Геометрические фигуры.
Счет в пределах 10.
Развитие внимания и
памяти
«Осенняя
тарелка»
Формирование
представлений о
последовательности слов в
предложении, звуков в
слове. Слово, предложение,
Числа и цифры от 1 до 5.
Обозначение количества
предметов
цифрой.
«Посчитай предметы на
поле, подбери цифру»
«Моё тело – мой
помощник»
Развитие ориентировки в
пространстве.
Закрепление
понятий:
лево-право,
вверхувнизу, впереди-сзади.
Осенины
и уборки урожая на
полях.
звук. Согласование сущных с числительными.
«Овощи,
фрукты»
Закрепление
представления
об
отличии овощей и
фруктов.
Звук а и буква А.
Определение места звука в
слове. Развитие навыков
употребления
притяжательных прил-ых.
Количество
и
счет.
Сравнение количества.
Больше, меньше.
«Что растет на дереве,
на грядке. Собираем
урожай»
Величина.
Раскладывание
предметов в порядке
возрастания, убывания
«Кто быстрее подберет
коробки»
Звук у и буква У.
Развитие
навыков
звукобуквенного
анализа
ряда гласных АУ, УА.
Притяжа-тельные
местоимения (мой, наш, ее,
его и т.д.)
«Зима.
СиничЗвук и и буква И. Место Пространственные
Зимующие
птицы»
кин день
представления.
звука в слове
Уточнение
и
Геометрические фигуры.
расширение
«Сломанная калитка»
представлений детей о
зимующих птицах, их
характерных
особенностях.
«Мамин праздник
День
во
Звук о и буква О. Ориентировка
Семья. Цветы. Посуда» Анализ ряда гласных АУО, времени и пространстве.
Матери
Уточнение знаний
УОА.
Употребление Счет в пределах 10.
детей о своей семье
«Цветы,
листья,
предлогов.
снежинки»
«Одежда. Обувь.
МеждуЗвук э и буква Э. Анализ Геометрические фигуры.
народ-ный Очки» Формирование
ряда
гласных. «Кто быстрее найдет
обобщающих
понятий,
день
предмет?»
Однокоренные слова
выделение
инвалида
отличительных
признаков.
«Зима» Уточнение и
Решение
задач
в
Звук ы и буква ы.
систематизация
Анализ ряда гласных
пределах 5, 7. «Кот и
представлений детей о Выделение гласных в конце мыши».
Временные
зиме, ее характерных
слова.
представления
«12
признаках, знакомить с
месяцев»
природными
особенностями зимних
месяцев.
«Новый год»
Повторение
гласных Сравнение количества.
Расширение
Деление слов на слоги. Больше,
меньше.
представлений о
Выделение гласных
Установление равенства.
новогоднем празднике,
Игра
«Новогодняя
персонажах нового
поездка»
года.
«Дикие и домашние
Величина.
Больше,
Звуки п
животные зимой»
меньше.
Выше-ниже.
п, буква П.
День
народного
единства
13
«Наша Родина –
Россия.
Урал»
Расширение
представлений детей о
родной
стране,
народных традициях и
обычаях .
Систематизация
представлений детей о
различии диких и
домашних животных,
их особенностях,
детенышах
«Украшение комнаты к
Новому году. Мебель»
Уточнение и
расширение
представлений об
основных видах
мебели, частях мебели
и материалов из
которых она сделана.
«В гостях у хозяйки
Уральские само- Медной горы».
Закрепление
цветы
представлений о
родном крае, городе, о
богатствах родного
края. Знакомство с
творчеством П.Бажова.
«Посуда» Закрепление
названий и назначения
отдельных предметов
посуды.
Классификация.
День
доброты
День
защитника
Отечества
«Бытовая техника»
Закрепление
представлений о
предметах,
облегчающих труд
человека в быту и их
назначением
«Наш город. ПДД»
Формирование
интереса к своему
родному городу,
представлений о ПДД.
Наша Армия.
Расширение
представлений о
Российской армии.
«Транспорт
Профессии на
транспорте»
14
«Кто какого роста?»
Геометрические формы.
Звуки т
т, буква Т. Выделение Игра «Сложи фигуру»
звука из слов. Определение
места звука в слове.
Звуки к
к, буква К. Звуковой
анализ слогов АК, ОК.
Выделение звуков из слов,
определение места звука в
слове
«В гостях у Даренки»
Совершенствовать
умения разбивать группу
предметов на части и
решать арифметические
задачи.
Звуки х
х, буква Х. Звуковой
анализ слогов ХА, ХО, ХУ
Выделение звуков из слов,
определение места звука в
слове
Задачи на смекалку.
Разгадывание
лабиринтов,
решение
задач с увеличением и
уменьшением
количества на один
предмет.
Геометрические фигуры.
Звуки х х, к к
Звуковой анализ слогов ХА, Отличие
плоских
о
ХО, ХУ, КА, КО, КУ.
объемных форм.
Звуковой синтез слогов.
Род имен сущ-ных
Падежные окончания.
Состав чисел 5, 6
Звуки н
н, буква Н. Звуковой
анализ слогов НА, НИ.
Звуковой синтез слогов.
Звуки б
б, буква Б. Словапризнаки, обозначающие
качества животных.
Звуковой анализ и слогов
БА, БУ, БО, БИ
Звуковой синтез слогов.
Звуки п б. Звуковой
анализ слогов БА, ПА,БО,
ПО, ПУ, БУ
Состав числа 7
Формирование навыков
сложения и вычитания
«Диспетчер
и
Расширение
представлений детей о
транспорте, о видах
транспорта,
профессиях на
транспорте
«Красота женщин и
Международ-ный цветов.
Комнатные растения»
женский
Расширение знаний
день
детей о комнатных
растениях и растениях
поля.
«Мой город. Зоопарк»
Расширение
представлений о
животных.
Классификация.
Мой город. Театры.
День
театра
День
смеха
День
здоровья
День
космонавтики
Пасха
День
книги
День
весны
15
«Весна» Обобщение
представлений о
характерных признаках
весны, расширение
спектра наблюдений за
состоянием погоды и
весенних явлениях,
«Космос»
Формирование
представлений о
космосе, о освоении
людьми космоса, о
космических телах.
Домашние птицы
Систематизация
представлений детей о
домашних птицах
(внешний вид, чем
питаются, какую
пользу приносят),
«Насекомые
Рыбы»
Обобщение
представлений,
выделение
отличительных
признаков.
Энциклопедия
«Перелетные,
и зимующие птицы»
Звуковой синтез слогов.
Слова-антонимы.
контролер»
Звуки м м, буква М.
Звуковой анализ и синтез
слов МАК, МАМА
Состав числа 8
Звуки г
г, буква Г. Звуковой
слогов ГА, ГУ, ГО, ГИ
Звуковой синтез слогов.
Знаки.
«Как
разговаривают числа?»
Звуки г г,
к к. Звуковой анализ и
синтез слогов
Состав числа 9
Звуки д д, буква Д.
Звуковой анализ и синтез
слов ДОМ, ДЫМ
Логические задачи с
сенсорными эталонами
(цвета, формы, размера)
Звуки д д, т т,
буква Д и Т. Звуковой
анализ и синтез слогов.
Местоимения ОН, ОНО,
ОНА, ОНИ
Формирование
сенсорных
эталонов
«Сложи ракету. Цвет
(оттенки).
Форма
(плоская и объемная)
Размер по вышине»
Формирование
сенсорных
эталонов
«Толщина,
длина,
ширина, высота»
Звуки в в, буква В.
Звуковой анализ и синтез
слов ВАТА.
Звуки ф ф, буква Ф
Звуковой анализ и синтез
слогов
Состав числа 10.
Звуки с с, буква С
Звуковой анализ и синтез
Закрепление
ориентировки
навыков
в
труда
Закрепление
представление о
перелетных птицах
весной, об образе
жизни перелетных
птиц и диких
животных весной
слов СОМ, СУК, СОК
пространстве.
День
победы
Весенние цветы
Расширение
представлений детей о
первых весенних
цветах
Звуки з
з, буква З. Звуковой
анализ и синтез слов ЗОНТ,
ЗУБЫ
Решение
задач
логических
Перспективное планирование
2 год обучения
Программное содержание
блока «Мир вокруг нас»
Программное содержание
блока «Буквы, звуки. Чтение
с увлечением»
Осень
Органы артикуляции, дыхание,
Цветы осенью.
голос
Мир вокруг нас. Зачем человеку Слово. Звук.
глаза?
Овощи, фрукты. Строение глаз.
Органы артикуляции, дыхание,
голос
Слово. Звук.
Последовательность звуков в
слове.
Хлеб. Злаки. Ты себе не
навреди, свои глазки береги
Уточнение артикуляции звуков
у а .
Артикуляционно-акустический
образ гласных звуков.
Грибы и ягоды, овощи и
фрукты. Витамины для глаз.
Закрепление артикуляции
звуков у а о
э ы и
Артикуляционно-акустический
образ гласных звуков.
Предложение.
16
Программное
содержание блока
«Занимательная
математика»
Числа от 0 до 10.
Ориентировка на листе в
крупную клетку.
Логические задачи
(классификация
предметов по
признакам)
Прямой и обратный счет
в пределах 10.
Сравнение
предметов по форме.
Логические задачи
(продолжение
логического ряда).
Порядковый счет в
пределах 10. Понятия:
слева, справа, вверху,
внизу. Ориентировка в
тетради в клетку.
Конструирование из
палочек.
Счет в пределах 10.
Нахождение и сравнение
чисел – соседей
(предшествующее,
последующее число).
Логические задачи
(антонимические
игры). Графические
работы (штрихование и
раскрашивание).
Деревья, кустарники, травы.
Правила безопасности для
зрения.
Уточнение артикуляции звуков
й и .
Артикуляционно-акустический
образ звуковй и . Деление
слов на слоги. Место звука в
слове.
Перелетные птицы. Зрительная
гимнастика.
Уточнение артикуляции
гласных звуков и звука й
Артикуляционно-акустический
образ гласных звуков. Анализ и
синтез слогов (прямых и
обратных)
Книга в нашей жизни
(каникулы)
Наш край Урал. Правила для
глаз.
Дикие животные готовятся к
зиме. Домашние животные.
Подготовка к зиме. Кто из
животных как видит?
17
Уточнение артикуляции звуков
твердых и мягких согласных
звуков.
Артикуляционно-акустический
образ твердых и мягких
согласных звуков. Анализ и
синтез слогов (прямых и
обратных)
Уточнение артикуляции звуков
м м.
Артикуляционно-акустический
образ звуков м м.
Выделение звуков в словах.
Деление слов на слоги.
Уточнение артикуляции звуков
н н.
Артикуляционно-акустический
образ звуков н н.
Выделение звуков в словах.
Деление слов на слоги.
Счет в пределах 10.
сравнение предметов по
цвету. Ориентировка в
кабинете по словесной
инструкции.
Графические работы
(рисование по
памяти).
Конструирование из
палочек.
Счет в пределах 10.
сравнение предметов по
размерам. Логические
задачи (классификация
предметов по
признакам).
Конструирование из
палочек.
Счет в пределах 10.
Сравнение предметов по
длине и высоте.
Графические работы
(рисование узоров по
клеточкам).
Конструирование из
палочек.
Счет в пределах 10.
Отношения «больше»,
«меньше», «равно».
Работа со знаками «>»,
«<», «=». Логические
задачи (нахождение в
группе предметов
«лишнего» предмета).
Графические работы
(рисование по
памяти).
Конструирование из
палочек.
Счет в пределах 10.
Сравнение групп
предметов (больше,
меньше,
одинаковое количество).
Направления движения:
слева направо, справа
налево, сверху вниз,
снизу вверх, вперед,
назад. Графический
диктант по
клеточкам.
Конструирование из
палочек.
Зима. Зимняя одежда, обувь,
головные уборы.
Уточнение артикуляции звуков
х х. Закрепление
артикуляции звуков
м н
Артикуляционно-акустический
образ звуков т к х.
Звукобуквенный анализ слов
МОХ, МУХА
Счет в пределах 10.
Сравнение предметов по
ширине и толщине.
Логические задачи
(ребусы). Графические
работы (срисовывание
предметов
по клеточкам и точкам).
Зимующие птицы
Зрительные гимнастики.
Уточнение артикуляции звуков
к к,
звука к
Артикуляционно-акустический
образ звуков к к
Различение звуков в слогах,
словах.
Звукобуквенный анализ слов
КОНИ.
Дикие животные Севера и
нашего края.
Уточнение артикуляции звуков
п п,
Артикуляционно-акустический
образ звуков п п.
Звукобуквенный анализ слова
ПОНИ. Чтение слов.
Зимние развлечения «Во
деревне то было в Ольховке»
Закрепление артикуляции
звуков
т т.
Артикуляционно-акустический
образ звуков т т.
Звукобуквенный анализ слова
ТАНК. Чтение слов.
Дом. Мебель. Массаж для глаз.
Уточнение артикуляции звуков
в в
Артикуляционно-акустический
образ звуков в в.
Различение звуков
изолированно, в слогах, словах,
выделение слов со звуком в
предложении.
Счет в пределах 10.
Сравнение предметов по
длине, высоте, ширине и
толщине. Ориентировка
в кабинете по словесной
инструкции.
Графические
работы (дорисовывание
недостающих частей
предметов).
Конструирование
из палочек.
Число и цифра 11.
Подбор и группировка
предметов по 2 – 3
признакам.
Логические задачи
(головоломки).
Графические работы
(штриховка и
раскрашивание узоров).
Число и цифра 12.
Ориентировка в
пространстве.
Направления движение:
слева, справа, вверху,
внизу. Логические
задачи
(нахождение логических
связей). Графические
работы (дорисовывание
недостающей части
предметов).
Число 13. Треугольник.
Формирование
представлений:
далеко, близко, дальше,
ближе, высоко, низко,
рядом. Графические
работы
(штрихование и
раскрашивание).
Конструирование из
палочек.
18
Новый год
Уточнение артикуляции звуков
г г
Артикуляционно-акустический
образ звуков г г.
Различение звуков
изолированно, в слогах, словах,
выделение слов со звуком в
предложении. Анализ и синтез
слов из пяти-шести звуков.
Посуда. Гжель. Правила ухода
за очками.
Уточнение артикуляции звуков
б б
Артикуляционно-акустический
образ звуковб б Различение
звуков изолированно, в слогах,
словах. Выделение окончаний
слов, близких по звучанию
Городец. Хохлома. Пословицы
и поговорки и зрении.
Уточнение артикуляции звуков
т т,
д д.
Артикуляционно-акустический
образ звуковт т,
д д. Различение звуков
изолированно, в слогах, словах,
выделение слов со звуком в
предложении. Анализ и синтез
слов из трех-четырех звуков.
Профессии. Трудовые действия. Уточнение артикуляции звуков
Очки бывают разные.
в в,
ф ф.
Артикуляционно-акустический
образ звуковв в,
ф ф. Различение звуков
изолированно, в слогах, словах,
выделение слов со звуком в
предложении. Анализ и синтез
слов со стечением согласных
Материалы, инструменты.
Уральские мастера.
19
Уточнение артикуляции звуков
к к,
г г.
Артикуляционно-акустический
образ звуковк к,
г г Различение звуков
изолированно, в слогах, словах,
выделение слов со звуком в
Число и цифра 14.
Четырехугольник.
Времена года, стороны
света, части суток.
Нахождение в группе
предметов «лишнего».
Логические задачи
(задачи на развитие
внимания, памяти).
Графические работы.
Число 15. Пятиугольник.
Ориентировка в
пространстве,
использование
предлогов: в, на, над,
под, за, перед, между, от,
к.
Графические работы
(графический диктант).
Конструирование из
палочек.
Число и цифра 16.
Сравнение
предметов по ширине и
толщине.
Логические задачи
(игры, развивающие
логическое мышление).
Графические
работы (штриховка и
раскрашивание узоров).
Число 16.
Шестиугольник. Прием
попарного сравнения.
Формирование
понятий: вчера, сегодня,
завтра, послезавтра,
позавчера.
Конструирование из
палочек. Графические
работы (рисование
узоров на слух по
клеточкам).
Число 17.
Семиугольник.
Сравнение предметов по
1 – 2 признакам.
Логические задачи
(задания на развитие
внимания, памяти).
Конструирование из
предложении. Анализ и синтез
слов с одним и двумя слогами.
Наша страна. Защитники
Отечества. Сила для глаз –
массаж и гимнастика.
Транспорт. Профессии на
транспорте.
Человек. Я – очкарик. Все
умные и знаменитые носят
очки»
Семья. Мамин день.
Человек в истории и культуре.
История возникновения очков.
20
палочек. Графические
работы (рисование по
памяти).
Уточнение артикуляции звуков Число 18. Ориентировка
во
с с
Артикуляционно-акустический времени: названия
образ звуковс с. Различение месяцев (первый –
звуков изолированно, в слогах, январь, второй –
февраль). Логические
словах, выделение слов со
звуком в предложении. Анализ задачи (нахождение
«лишнего» предмета).
и синтез слов с одним и двумя
Графические работы
слогами.
(графический диктант по
клеточкам).
Уточнение артикуляции звуков Число 19.
Восьмиугольник.
з з,
Артикуляционно-акустический Формирование
образ звуковз з. Различение представлений: утро,
звуков изолированно, в слогах, день,
вечер, ночь. Подбор и
словах, выделение слов со
звуком в предложении. Анализ группировка предметов
по 1 – 2 признакам.
и синтез слов из пяти, шести
Конструирование из
звуков
палочек. Графические
работы (срисовывание
предметов
по точкам).
Уточнение артикуляции звуков Число 20. Работа со
знаками «+», «-», «=».
з з с с.
Артикуляционно-акустический Выделение из
группы предметов
образ звуковз зс с.
«лишнего» предмета.
Различение звуков
изолированно, в слогах, словах. Конструирование из
палочек.
Анализ и синтез слов
Графические работы
(дорисовывание
недостающей части
предметов).
Уточнение артикуляции звуков Знакомство с задачей.
Выделение из ряда
з з с с.
Артикуляционно-акустический фигур «лишних».
Логические
образ звуковз зс с.
задачи (нахождение
Различение звуков
изолированно, в слогах, словах. отличий в двух
одинаковых картинках).
Анализ и синтез слов.
Графические
работы (рисование
узоров по клеточкам).
Уточнение артикуляции звуков Решение задач.
Сравнение предметов по
л л
Артикуляционно-акустический 1 – 2 признакам.
Конструирование из
образ звуковл л.
палочек. Графические
Различение звуков
изолированно, в слогах, словах,
выделение слов со звуком в
предложении.
Каникулы
Уточнение артикуляции звуков
ш ж
Артикуляционно-акустический
образ звуковш ж.
Различение звуков
изолированно, в слогах, словах.
Анализ и синтез слов.
Человек и природа. Комнатные Уточнение артикуляции звуков
цветы.
ш жс з
Сказки о природе.
Артикуляционно-акустический
образ звуковш ж, с з.
Различение слов, близких по
звуковому составу, анализ и
синтез слов.
Космос
Уточнение артикуляции звуков
щ с
Артикуляционно-акустический
образ звуковщ с Различение
слов, близких по звуковому
составу
Времена года. Календарь.
Уточнение артикуляции звуков
Весна.
р р
Волшебные сказки. Волшебство Артикуляционно-акустический
в природе.
образ звуковр р Различение
слов, близких по звуковому
составу, анализ и синтез слов.
Насекомые. Возвращение птиц. Уточнение артикуляции звуков
Гимнастика «жук»
ч ц
Артикуляционно-акустический
образ звуковч ц Различение
слов, близких по звуковому
составу, анализ и синтез слов.
Животный мир морей и
океанов. Сказки о подводном
мире.
21
Слова-паронимы р р л
л
Артикуляционно-акустический
образ звуковр рл л
Различение слов, близких по
звуковому составу, анализ и
синтез слов.
работы (рисование по
памяти).
Числа от 0 до 20. прямой
и обратный счет.
Сравнение предметов.
Решение задач.
Графические работы
(графический диктант).
Порядковый счет от 1 до
20. Решение задач. Круг,
овал. Конструирование
из палочек. Графические
работы (копирование
ломаных линий).
Счет двойками до 20 и
обратно. Решение задач.
Ромб. Графические
работы (штрихование и
раскрашивание).
Счет тройками до 21 и
обратно. Решение задач.
Трапеция.
Конструирование из
палочек. Графические
работы.
Счет от 1 до 20. Решение
задач. Формирование
понятий: пустой,
полный, глубокий,
мелкий. Логические
задачи.
Графические работы
(рисование по памяти).
Счет от 1 до 20. Решение
задач. Выделение из
группы фигур «лишней»
фигуры. Логические
задачи (ребусы,
головоломки).
Графические работы
(диктант по клеточкам).
3. Организационный раздел
3.1. Основные характеристики деятельности
1. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (5-7) лет –
2 года обучения.
2. Изложение материала построено от простого к сложному.
3. Сочетание показа педагога и самостоятельной деятельности детей.
4. Программа не предполагает стартовых умений и навыков, ребенок
приобретает их постепенно.
5. К концу обучения ребенок умеет применять свои навыки и умения в
свободной деятельности, самостоятелен в выборе материала.
6. В соответствии с СанПин занятия по программе проводятся:
первый год обучения (возраст детей 5-6 лет) 1 раз в неделю,
продолжительность занятий 25 минут;
второй год обучения (возраст детей 6-7 лет) 1 раз в неделю,
продолжительность занятий 30 минут.
Срок реализации программы 2 года
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю
(8 занятий в месяц) во 2 половину дня.
3.2. Оборудование, материалы
Ноутбук;
Мультимедийный проектор, программно-методический комплекс
«Колибри»;
Экран;
Аудиоаппаратура;
«Рабочие листы с заданиями», тетради в крупную клетку;
Цветные карандаши, простые карандаши, ручки, линейки;
Игрушки
Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
Счетный материал
Материал для звукового и слогового анализа и синтеза
Звуковые линейки.
Схемы слов.
Абаки.
Ребусы.
Разрезная азбука
Элементы букв и цифр
22
Д.и «Сенсорные эталоны. Цвет. Форма. Размер», «Математический
лабиринт»,
«Посчитай-ка» и т.д.
Д. и. «Подбери слово к схеме», «Назови первый звук в слове»,
«Телевизор», «Длинные и короткие слова» и т.д.
Д. и. «Полубуковка», «Почитай – кА», «Учим буквы», «Составь из
букв слово», «На что похожа буква», «Мы играем» и т.д.
3.3. Календарный учебный график
Первый год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Второй год обучения
Содержание
Кол-во возрастных групп в
каждой параллели
Продолжительность учебного
года
Продолжительность
учебной недели
Период проведения
мониторинга
2
1
37 недель
37 недель
5 дней
5 дней
1-9 сентября
1-9 сентября
22-25 мая
22-25 мая
Продолжительность
непрерывной образовательной
деятельности
30 мин
25 мин.
Количество занятий
в неделю по дополнительной
общеразвивающей программе
2
2
3.4.Учебный план
№
п/п
1.
2.
23
Дополнительная
общеразвивающая программа
для детей дошкольного
возраста
(5-7 лет) по подготовке к
школе «Дошкольная
академия»
Первый год обучения
(5-6 лет)
Второй год обучения
(6 -7 лет)
Количество занятий
неделя
месяц
год
2
8
58
2
8
58
3.5. Контрольно - измерительные материалы
«Экспресс – диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко,
Е.В. Сазоновой
Субтест 1. "Нелепицы"
Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных
"нелепостей", то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и
смешны. "Нелепицы" предлагаются в качестве первогозадания, поскольку в
ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и
успокаивается. Основным результатом данного субтеста является способность
ребенка эмоционально откликаться на "нелепость" рисунка и умение
объяснить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям
здорового ребенка данного возраста.
Инструкция
Картинка предлагается ребенку со словами: "Посмотри, какая у меня
картинка". Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не
реагирует), педагог может спросить: "Ты рассмотрел картинку? Смешная
картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?" При
этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на
полученную им оценку.
Критерии оценки
Ребенок получает 2 балла, если он реагирует на картинку живо,
непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает
улыбку. Он с легкостью указывает на все "нелепости". Ребенок получает 1
балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с
небольшой помощью — 1 или 2 вопроса — находит нелепые места.
Ребенок получает 0 баллов, если эмоционально никак не реагирует на
картинку и только с помощью педагога находит несоответствия в ней. Свое
отношение к происходящему он никак не выражает.
Субтест 2. Пространственно-арифметический диктант
Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета,
так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка
ориентироваться в пространстве (право—лево, верх—низ), умение
действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в
памяти
Инструкция
Таблица предъявляется ребенку со словами: "Посмотри, здесь нарисована
девочка". Далее ребенку задаются следующие вопросы: Если она из своей
клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там
найдет? Сколько? Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну
клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок? Теперь она
идет на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее
24
морковок? Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется
теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее их осталось?
Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь
морковок? Что-нибудь изменилось? Девочка идет вниз. Кого она встретила?
Она отдает ей 2 морковки. Сколько у нее их осталось? Если на первых
вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может
ответить, и при этом есть подозрения, что он просто не понял инструкцию или
слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице
вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.
Критерии оценки
Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 2 балла, если он
правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных. Выполнение ребенком
этого субтеста оценивается в 1 балл, если он правильно выполнил 3-4
действия из 6 возможных. Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в
0 баллов, если он правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.
Субтест 3. Последовательные картинки
Аналогичный субтест применяется в тестах Бине-Симона и Векслера, он
позволяет выявить уровень сформированности у ребенка причинноследственных, пространственно-временных, логических связей, а также
уровень развития монологической речи (умения построить связный
последовательный рассказ). Детям предлагаются наборы из 6 картинок,
поскольку детям данной возрастной группы составить рассказ по 7-8
картинкам слишком сложно, а менее чем по шести, — очень просто.
Инструкция
Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части
и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: "У меня есть
картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед
собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь
рассказ)".
Критерии оценки
Если ребенок самостоятельно правильно и логично определяет
последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2
балла.
Если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с
помощью взрослого) или если его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка
трудности, то он получает 1 балл.
Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его
рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок, то в этом случае он
получает 0 баллов.
Субтест 4. Геометрические фигуры
Этот субтест не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с
геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его
25
образного мышления, умения действовать по образцу и анализировать
пространство.
Инструкция
На стол перед ребенком цветной стороной вверх выкладываются
геометрические фигурки и образец. Ребенку предлагается рассмотреть образец
и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей.
Критерии оценки
Ребенок получает 2 балла, если он правильно собрал всю фигурку. Ребенок
получает 1 балл, если он правильно собрал "туловище, голову и ноги"
геометрического человека.
Ребенок получает 0 баллов, если фигура у него совсем не получилась.
Субтест 5. Аналогии
Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть
степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по
аналогии. "Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу,
являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к
третьему слову, то есть найти ему пару.
Слова такие:
— ОКУНЬ — РЫБА, а РОМАШКА — ... ? (цветок).
— МОРКОВЬ — ОГОРОД, а ГРИБЫ — ... ? (лес).
— ЧАСЫ — ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК — ...? (температура).
— ГЛАЗ — ЗРЕНИЕ, а УШИ — ...? (слух).
— ДОБРО — ЗЛО, а ДЕНЬ — ...? (ночь).
— УТЮГ — ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН — ...? (звонить). Другие варианты:
— ГОЛУБЬ — ПТИЦА, а ВАСИЛЕК— ...? ( цветок).
— ОГУРЦЫ - ГРЯДКА, а ШИШКИ — ... ? (лес).
— САМОЛЕТ - ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА - ...? (водитель, шофер).
— РАДИО — СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ — ...? (зрение, смотреть).
— ДЕНЬ — НОЧЬ, а БЕЛОЕ — ...? (черное).
— ЗАЯЦ — ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА — ... ? (рыба).
— ГРИБЫ — ЛЕС, а ПШЕНИЦА — ... ? (поле).
— ШКОЛА — УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА — ...? (врач).
— ФОНАРЬ — СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ — ...? (рисовать).
- книга - ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА - ...? (слушать, играть, сочинять).
— ДЛИННОЕ — КОРОТКОЕ, а ЛЕТО — ...? (зима).
Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети
отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем словом,
которое ожидается. Например, в паре "Градусник — температура" некоторые
дети говорят не "температура", а "болезнь", и такой ответ является
правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что
подразумевается. Такие ответы следует засчитывать как верные.
Критерии оценки
26
Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правильное слово в
5-6 случаях из 6 возможных.
Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правильное слово в
3-4 случаях из 6 возможных.
Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел правильное слово
в 1-2 случаях из 6 возможных.
Субтест 6. Логопедический
Цель этого теста — в самом общем виде оценить особенности звукопроизношения и фонематического слуха (звуко-буквенного анализа) у
ребенка. Субтест состоит из двух частей.
Инструкция
Часть 1 ."Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен разделить их на
части, хлопая в ладоши". Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это
делается: учитель произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ,
сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать
то же самое с предложенными ему словами:
— САМОВАР
— ПОДУШКА.
Эти слова можно заменять на другие трехсложные.
Часть 2. Назови первый и последний звуки в словах:
— БЕРЕТ
— ВОЛНА
—АТАМАН
—УТКА.
Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом, что в
первом слове оба звука согласные, во втором: первый — согласный,
последний — гласный, в третьем: первый — гласный, последний —
согласный, в четвертом — оба звука гласные. Наверное, логопедическое
задание можно подобрать и другое, но практика показывает, что
спрогнозировать логопедические трудности по качеству выполнения именно
этого субтеста можно достаточно надежно, особенно, если у ребенка
наблюдаются трудности и при выполнении других вербальных субтестов
(Аналогии, Чтение, Составление слов).
Критерии оценки
Ребенок получает 2 балла, если он правильно произносит все звуки, правильно
делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но
исправляет ошибку самостоятельно). Ребенок получает 1 балл, если он 2-3
звука произносит с искажениями
или ошибается при выполнении первой или второй части задания. Ребенок
получает 0 баллов, если он многие звуки произноситтнеправильно или с
27
заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно
требуется помощь взрослого.
Субтест 7. Запрещенные слова
По результатам этого субтеста можно судить о сформированности
произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей
осведомленности.
Инструкция
Педагог говорит ребенку: " Я предлагаю тебе поиграть в игру "ДА и НЕТ не
говорите и ЦВЕТА не называйте". Я буду задавать тебе вопросы, а ты —
отвечать. Правило игры такое: надо правильно ответить на вопрос, но при
этом нельзя произносить слова "ДА" и "НЕТ" и нельзя называть никакие
ЦВЕТА.
1. Кошки живут в воде?
2. Летом небо какое?
3. Вода мокрая?
4. Взрослые любят играть?
5. Ты мальчик?
6. Какие ты любишь яблоки?
7. У меня глаза какие (сделать ребенку "глазки")?
8. На тебе одежда прозрачная?
9. Снег черный?
10. Летом трава какая?
11. Крокодилы летают?
12. Холодильник какой?
Педагоги имеют право менять вопросы, оставляя неизменным их количество
— двенадцать.
Критерии оценки
Если ребенок принимает и соблюдает правила игры, отвечает быстро и
правильно на 9-12 вопросов, то он получает 2 балла. Если ребенок
затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные
ответы на 4-8 вопросов, то он получает 1 балл.
Если ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в
большинстве случаев запрещенные ответы, или соблюдает правила, но при
этом его ответы неправильные по смыслу, правильно отвечая всего на 1-3
вопроса, то он получает 0 баллов.
Субтест 8. Ключи
Это задание ввели для того, чтобы дать возможность сильным, развитым
детям проявить свои способности. Поскольку этот субтест достаточно сложен,
с ним справляются далеко не все дети. Субтест направлен на диагностику
сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и
использовать их. К тому же по результатам выполнения этого субтеста
28
педагог может сделать заключение о развитии тонкой моторики у ребенка и о
возможном левшестве. В качестве стимульного материала используется
карточка. Изображенные на ней предметы (ключи) изменяются по четырем
признакам: форме головки ключа (треугольная, квадратная, круглая), форме
бородки (прямоугольная, с двумя зубцами и с тремя зубцами), по количеству
полосок
на бородке (одна, две и три) и по количеству треугольников на бородке (один,
два и три).
Инструкция
Ребенку предъявляется карточка с нарисованными на ней ключами и при этом
говорится: "Посмотри, какие здесь нарисованы ключики. Видишь, они разные,
но при этом все-таки повторяются. Подумай и попробуй отгадать, какой
ключик не дорисован, какого ключика здесь не хватает. Тебе нужно будет
дорисовать его.
Критерии оценки
Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 3 или 4
изменяющихся признака, то его результат оценивается в 2 балла. Если на
тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 1 или 2 изменяющихся
признака, то его результат оценивается в 1 балл. Если на тестовом рисунке
ребенок не обозначил правильно ни одного из изменяющихся в ключах
признаков, то его результат оценивается в 0 баллов.
Субтест 9. Чтение
Педагоги начальной школы считают необходимым знать исходный уровень
владения грамотой у детей, поступающих в школу. Для этого субтеста
стимульный материал представлен в двух видах: в виде текстов — для детей,
умеющих читать и в виде букв — для детей, не умеющих читать. Для
проведения диагностики надо разрезать карточку на части и в каждом
конкретном случае давать ребенку только одну из них.
Инструкция
Педагог спрашивает у ребенка, умеет ли он читать. Если ребенок отвечает
утвердительно, то имеет смысл предложить ему текст с просьбой прочитать
его, если нет, то стоит показать карточку с буквами и попросить их назвать.
Критерии оценки
Ребенок получает 3 балла, если он читает бегло, словами.
Ребенок получает 2 балла, если он читает слогами, понимая прочитанное.
Ребенок получает 1 балл, если он знает хотя бы 10 из показанных букв.
Ребенок получает 0 баллов, если он знает меньше 10 из показанных букв.
Это единственный субтест, который оценивается по четырехбалльной шкале.
Субтест 10. Рисунок человека
Тест "Рисунок человека" является одним из самых распространенных в
психологии. Он используется в самых разных областях психологии и с
самыми разными целями. В нашем случае субтест позволяет выявить
29
сформированность образных и пространственных представлений у ребенка и
уровень развития его тонкой моторики. Рисунок человека дает также общее
представление об интеллекте ребенка в целом.
Инструкция
Педагог дает ребенку лист бумаги и просит: "Нарисуй, пожалуйста,
здесь человека".
Критерии оценки: Задание оценивается в соответствии с образцом.
Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные No1 и No 2 , то
ребенок получает за этот субтест 2 балла.
Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные No3 и No4, то ребенок
получает за этот субтест 1 балл.
Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные No5 и No6 , то
ребенок получает за этот субтест 0 баллов.
Субтест 11. Составление слов
Этот субтест достаточно сложен, для успешного выполнения его ребенок
должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие
задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей
осведомленности. С этим заданием, по нашей статистике, справляются далеко
не все, но сильные, хорошо подготовленные к школе дети, обычно
демонстрируют высокие результаты. В качестве стимульного материала
используется карточка. На ней написано 4 слова, одно из которых (ПОСУДА)
является образцом и используется во всех случаях для демонстрации задания
и объяснения инструкции. Три других слова являются тремя возможными
вариантами задания и каждому конкретному ребенку надо предъявить для
выполнения субтеста только одно из них.
Инструкция
Педагог показывает ребенку карточку с написанным на ней словом и говорит:
"Посмотри, здесь написано слово ПОСУДА. Оно состоит из букв. Из букв
этого слова можно составить другие слова, например, СУП, СОДА, СУД, САД
(показать рукой соответствующие буквы в слове ПОСУДА). А теперь я тебе
предлагаю слово ... и из его букв ты попробуй составить свои слова".
Критерии оценки
Если ребенок составил два или больше слов, то он получает за выполнение
этого субтеста 2 балла. Если ребенок составил хотя бы одно слово, то он
получает за выполнение этого субтеста 1 балл. Если ребенок не составил ни
одного слова, то он получает за выполнение этого субтеста 0
Выводы по результатам диагностики:
18 и более баллов – готов к школе
16-17 баллов – готов к школе условно
15 баллов и менее – не готов к школе
30
3.6. Литература.
1. Гаврина С.Е. Учимся писать. Рабочая тетрадь для дошкольников / С.Е.
Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: ООО
«РОСМЭН», 2018.
2. Гаврина С.Е. Учимся читать. Рабочая тетрадь для дошкольников / С.Е.
Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: ООО
«РОСМЭН», 2018. 3. Гаврина С.Е. Учимся считать. Рабочая тетрадь для
дошкольников / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В.
Щербинина. - М.: ООО «РОСМЭН», 2018
3. Гаврина С.Е. Учимся решать задачи. Рабочая тетрадь для дошкольников /
С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - М.: ООО
«РОСМЭН», 2018.
4. Смирнова Е.В. Прописи с заданиями по математике / Е.В. Смирнова. – М.:
ООО «РОСМЭН», 2018.
5. Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с
нарушением зрения. Методическое пособие. Тольятти, 2002.
6. Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с
нарушением зрения представлений о величине и измерении величин. Самара:
Изд-во СГПУ, 2004.
7. Ремезова Л.А., Буковцева Н.И. Развитие зрительных перцептивных
способностей у детей с особыми образовательными потребностями с
помощью компьютерных технологий: методическое пособие/Самара: СГПУ,
2008.
8. Колесникова Е. В. «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет»
М., 1998
.
31