1
Информационная справка
1. Общая информация о дошкольной образовательной организации
Полное наименование учреждения в Муниципальное
бюджетное
дошкольное
соответствии с Уставом
образовательное учреждение - детский сад
компенсирующего вида № 101
Сокращенное наименование
МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №
101
Юридический адрес
620072 г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, д.
Фактический адрес
5а
Год основания
1976 г.
Учредитель
Департамент образования Администрации города
Екатеринбурга,
Заведующий
Турова Елена Владимировна
Организационно правовая форма Муниципальное
бюджетное
дошкольное
учреждения
образовательное учреждение
График работы
Пон – пятн.: 7.30 – 18.00
Телефон
348-13-90
E-mail
mdou101@eduekb.ru
Сайт
https://101.tvoysadik.ru
2. Нормативная и правовая основа деятельности МБДОУ.
Лицензия на право ведения от 18.02.2011 г. Серия 66 № 000420
образовательной деятельности
Приложение № 1 серия 66П01 № 0010078
Устав
Утвержден
распоряжением
Управления
образования Администрации г. Екатеринбурга
№ 1506/46/36 от 28.08.2015 года.
Изменения
(дополнения)
утверждены
распоряжением Департамента образования
Администрации города Екатеринбурга:
№ 2210/46/36 от 26.07.2017 г.
№655/46/36 от 13.02.2017 г.
№ 3853/48/36 от 05.12.2017 г.
Образовательная программа
Адаптированная образовательная программа
дошкольного
образования
слабовидящих
детей, детей с амблиопией и косоглазием
МБДОУ – детский сад компенсирующего вида
№ 101 (далее АОП ДО)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад компенсирующего вида № 101 как специализированное учреждение
для детей с нарушением зрения работает с августа 1995 года. В детский сад
поступают дети от 2 до 7 лет с различной патологией зрения: косоглазие,
амблиопия, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, врожденная патология
зрительного нерва и сетчатки, с остротой зрения от 0 до 1 на здоровый глаз.
На основании Устава в МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 101
(далее МБДОУ):
2
- принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;
- прием детей в МБДОУ осуществляется на основании заключения
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, медицинского
заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из
родителей (законных представителей);
- порядок комплектования МБДОУ определяется Положением о порядке
комплектования
детьми
муниципальных
образовательных
учреждений,
реализующих
основные
общеобразовательные
программы
дошкольного
образования, муниципального образования «город Екатеринбург»;
- количество и соотношение возрастных групп детей в МБДОУ определяется
Учредителем.
Цель деятельности образовательного учреждения – осуществление
образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного
образования, присмотр и уход за детьми.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Оценка образовательной деятельности.
Образовательная деятельность в МБДОУ выстраивается в соответствии с
нормативно – правовыми документами в сфере дошкольного образования:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 3013 г.
№1155);
- Постановление Главного государственного санитарного врача 2.4.3648-20 от
28.09.2020 "Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача 2.3/2.4.3590-20 от
27.10.2020
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации
общественного питания населения»;
- Устав МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 101 (Утвержден
распоряжением Управления образования Администрации г. Екатеринбурга №
1506/46/36 от 28.08.2015 года).
Организация и осуществление образовательной деятельности ведется в
МБДОУ в соответствии со следующими программами:
- адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием МБДОУ – детский сад
компенсирующего вида № 101.
АОП ДО разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно, в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, Федеральной адаптированной образовательной
программой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание АОП ДО включает описание коррекционно – развивающей
работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
3
Содержание коррекционно – развивающей работы обеспечивает достижение
максимальной реализации реабилитационного потенциала и учитывает особые
образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с
ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможности общего образования.
АОП ДО характеризует специфику содержания образования и особенности
организации образовательного процесса, направленные на обеспечение
разностороннего развития детей дошкольного возраста по направлениям
(образовательным
областям):
физическое,
социально-коммуникативное,
познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие на основе учета
возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей
воспитанников.
Образовательную организацию посещают 105 воспитанника в возрасте от 2 до
7 лет, функционирует 7 групп компенсирующей направленности, количество
воспитанников в каждой возрастной группе не превышает 15 человек, что
позволяет осуществлять образовательную деятельность с квалифицированной
коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и
осуществлять функции по сохранению, возможной стабилизации, укреплению и
развитию зрительных функций детей.
Численность и состав воспитанников
Возрастная группа
Первое полугодие 2024
Второе полугодие 2024
года
года
Количество Количество Количество Количество
групп
детей
групп
детей
Группа раннего возраста
1
15
2
30
Младшая группа
2
30
1
15
Средняя группа
1
15
2
30
Старшая группа
1
15
1
15
Подготовительная группа
2
30
1
15
ВСЕГО:
7
105
7
105
Основной целью образовательной деятельности ДОУ в соответствии с
ФГОС ДО является: создание условий организации социокультурной среды
дошкольного учреждения, открывающей возможности для позитивной
социализации ребенка раннего и дошкольного возраста, его личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту, индивидуальным
особенностям, видам детской деятельности в разнообразных формах
образовательной деятельности.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
4
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений
с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
- формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- стабилизация зрения у детей;
- профилактика и развитие нарушенных функций и способностей зрения;
- предупреждение и коррекция отклонений в психофизическом развитии.
Цель коррекционного направления деятельности ДОУ заключается в
оказании детям с нарушением зрения квалифицированной помощи в освоении
АОП ДО для развития личности ребенка, мотивации и способностей детей в
различных видах детской деятельности и общения с учетом возрастных,
индивидуальных и психофизиологических особенностей, интересов и особых
образовательных потребностей детей с нарушением зрения и обеспечение
необходимой коррекции нарушений развития.
В ДОУ профессиональную коррекционную деятельность осуществляют
учителя – дефектологи (тифлопедагоги) по следующим направлениям:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие социально – бытовой ориентировки;
- развитие осязания и мелкой моторики.
У многих детей с проблемами зрения имеются различные речевые нарушения,
поэтому в ДОУ занятия по коррекции речи проводят учителя – логопеды. В своей
деятельности руководствуются программами коррекционного воспитания и
обучения детей с ОНР (общее недоразвитие речи) и ФФНР (фонетикофонематическое недоразвитие реи).
В связи с особенностями развития психических процессов у детей с
нарушениями зрения информационно - консультативную помощь в ДОУ проводит
педагог – психолог, создан психологический клуб «Семейный круг».
Коррекционно - профилактическое направление деятельности ДОУ
предусматривает профилактику и коррекцию зрительных нарушений.
Большое внимание уделяется созданию условий в ДОУ, способствующих
личностному развитию детей с нарушением зрения, их социальной адаптации и
индивидуализации, развитию инициативы, возможности выбора детьми видов
активности, материалов, участников совместной деятельности и общения (в
соответствии с ФГОС ДО).
Воспитательная работа.
В 2024 году в МБДОУ продолжала реализовываться рабочая программа
воспитания и календарный план воспитательной работы, которые являются
компонентами АОП ДО.
5
Содержание программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС
ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества.
Для осуществления партнёрского взаимодействия с родителями используются
разнообразные формы: активное участие родителей в разработке и реализации
индивидуального образовательного маршрута ребёнка; приглашение родителей в
периоды непосредственно образовательной деятельности с целью рассказа об их
профессии, хобби, и т.д.; сотрудничество в рамках исследовательских проектов, где
взрослый идёт консультантом, совместное участие в конкурсном движении
детского сада и других уровней; совместное проведение акций. фестивалей,
выставок и др.
Огромное внимание уделяется патриотическому воспитанию детей, для этого
реализуются педагогические проекты «Люблю Урал – мой край родной», «Моя
родина – Россия», «Главные символы страны», «День Победы», «Первые в
космосе».
Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей
детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи
воспитателей, специалистов и родителей.
Дополнительное образование.
В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» определена важность и значение
системы дополнительного образования детей, которое направлено на
формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
В связи с этим в МБДОУ реализуются дополнительные общеразвивающие
программы художественной направленности:
- «Изостудия» (для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет).
- «Дошкольная академия» (для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет).
- «Фитбол» (для детей дошкольного возраста от 5-7 лет).
-«Хореография» (для детей раннего и дошкольного возраста от 2-5 лет).
Данные программы составлены с учетом действующего законодательства.
Источник финансирования: внебюджетные средства.
№
1.
1.1
1.2.
2.
Возраст детей
Количество
2-5 лет
2-7 лет
15
45
2.1.
3.
Направленность/программа
Художественная направленность
Хореография
Изо-студия
Физкультурно – спортивная
направленность
Фитбол
Естественно - научная направленность
4-7 лет
16
3.1.
Дошкольная академия
5-7 лет
35
Выводы:
- все нормативные локальные акты в части содержания и организации
образовательного процесса в Учреждении имеются;
6
- все возрастные группы укомплектованы полностью, вакантных мест не имеется;
- в Учреждении организованы дополнительные образовательные услуги по
художественной,
естественно-научной,
физкультурно
спортивной
направленности;
- образовательная деятельность в течение отчетного периода осуществлялась в
соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. Система управления организацией
Отношения между МБДОУ, Учредителем и Управлением образования
Администрации Кировского района г. Екатеринбурга определяются действующим
законодательством
РФ,
нормативно-правовыми
документами
органов
государственной власти и местного самоуправления города Екатеринбурга и
Уставом МБДОУ.
Отношения МБДОУ с родителями (законными представителями)
воспитанников регулируются в порядке, установленном Законом РФ «Об
образовании в Российской Федерации»,
Уставом МБДОУ, договором об
образовании по образовательным программам дошкольного образования.
Локальные акты, являющиеся неотъемлемой частью Устава МБДОУ,
определяют уровень взаимоотношений всех субъектов образовательных
отношений: дети-родители-педагоги.
Системные действия органов управления образованием, педагогического
коллектива и родительской общественности МБДОУ позволяют координировать
деятельность всех его структур, обеспечивая гарантированное качество
образования, а также своевременно решать вопросы жизнедеятельности МБДОУ.
Открытость, гласность образовательного процесса, доступ родителей к
участию в деятельности учреждения обеспечивают такие меры, как создание
электронной почты и сайта: e-mail: mdou101@eduekb.ru
сайта: https://101.tvoysadik.ru
В учреждении реализуется возможность участия в управлении всех
участников образовательного процесса. Органами коллегиального управления
Учреждением являются: педагогический совет, общее собрание работников, Совет
родителей.
Педагогический совет рассматривает основные вопросы образовательного
процесса и определяет направления образовательной деятельности учреждения,
принимает локальные акты МБДОУ.
Общее собрание работников – принимает Устав, Коллективный договор,
Правила трудового распорядка.
Совет родителей – выступает с предложением о совершенствовании
образовательной деятельности, участвует в обеспечении защиты законных прав и
интересов воспитанников, охраны их жизни и здоровья, обеспечивает
взаимодействие с администрацией ДОУ, педагогическими работниками и
родителями (законными представителями) воспитанников.
Вывод. Структура и механизмы управления МБДОУ определяет его стабильное
функционирование.
7
3. Содержание и качество подготовки воспитанников
Анализ достижений воспитанников при освоении АОП ДО
В соответствии с ФГОС ДО и АОП ДО в образовательной организации
проводится мониторинг детского развития и качества освоения адаптированной
основной образовательной
программы. Мониторинг проводился в семи
возрастных группах три раза в год. Возраст детей принявших участие от 2 до 7 лет.
Цель мониторинга: выявить индивидуальные особенности развития каждого
ребенка с ОВЗ для выявления детей нуждающихся в значительной помощи при
овладении программой, а также максимального раскрытия потенциала детской
личности и определения уровня освоения АООП МБДОУ. По результатам
мониторинга была определена зона образовательных потребностей каждого
воспитанника, а также были сделаны выводы об эффективности педагогического
воздействия.
Методической базой мониторинга является «Диагностика педагогического
процесса в дошкольной образовательной ситуации» педагога-психолога, учителядефектолога Н.В. Верещагиной. Мониторинг осуществляется через наблюдение за
детьми в НОД и режимных моментах, анализа характера взаимодействия взрослого
и ребенка в процессе игр, бесед, диагностических заданий. В мониторинге
принимали участие взрослые, работающие с детьми: воспитатели, учителядефектологи, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Основные показатели мониторинга по всем группам ДОУ объединены в
таблицы, где получен итоговый вариант освоения программы каждым ребенком по
пяти образовательным областям. Таким образом, на конец 2024 года следующие
результаты:
Освоение детьми образовательной программы по направлениям развития:
Направления
Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Художественно-эстетическое
Физическое
% детей, освоивших программу:
Ниже нормы
Норма
Выше нормы
2%
83%
15%
1%
90%
9%
5%
88%
7%
70%
30%
1%
90%
9%
Анализ мониторинга, проведенного в первом полугоди 2024 года показывает
увеличение колличества детей в группах, справляющихся с заданиями без помощи
взрослого. Особенно ярко положительная динамика прослеживается в группах
младшего возраста. Показатели овладения необходимыми умениями и навыками
находятся на достаточном уровне развития, что свидетельствует об успешном
освоении детьми программой и овладении целевыми ориентирами ФГОС ДО на
момент окончания дошкольного образования.
Таким образом результаты мониторинга показали, что у большинства детей
нет проблем в освоении АОП. У небольшого количества детей сохраняются
проблемы в развитии социального или органического генеза. Дети нуждаются в
помощи взрослого направляющего, обучающего характера.
Результатом положительной динамики развития детей с ОВЗ и освоения ими
АОП ДО является также активное участие воспитанников в конкурсном движении
на уровне ДОО, города и области.
8
Участие воспитанников детского сада в конкурсах, выставках и фестивалях
разного уровня
Название
Уровень
Городской
образовательный
проект «Добрый
город», фестиваль
«Юный архитектор»
Региональный
образовательный
проект «Добрый
город»,
«Конструктория»
фестиваль «Юный
архитектор»
муницип.
Команда/
возрастная
группа
Педагоги
Результат
Голованова Н. Ю.,
Болгова Е. Е.,
Головина Т. В.
участники
участники
региональн
ый
5-7 лет
Сажина А. Е.,
Коваль И. А.
XXIII Фестиваль
детского и юношеского
творчества "Город
друзей". Фестиваль
театров "Дверь на
сцену"
Конкурс видеороликов
"Музейные выходные с
семьей",
муницип.
5-7 лет
Садиулина Т. Ф.
Петухова А. А.
муницип.
5-7 лет
финалисты
Районный фестиваль конкурс Музыкальный
калейдоскоп"
муницип.
5-7 лет
Головина Т. В.
Болгова Е. Е.
Голованова Н. Ю.
Петракова Н. Е.
Петрова И. В.
Петракова Н. Е.
Садиулина Т. Ф.
Петухова А. А.
Конкурс «Малыши –
крепыши»
Районный конкурс
«Формула
безопасности»
муницип.
4-5
Сажина А. Е.,
Коваль И. А.
участники
муницип.
5-7
Буракова М. А.
Петрова И. В.
финалисты
Конкурс
по
конструированию
и
программированию
Роботология и ROBOT
MICROBIT - «Бит –
Атом»
муницип.
5-6
Буракова М. А.
Петрова И. В.
финалисты
2 место
3 место
Отдельно был проведен мониторинг достижений воспитанников
подготовительной группы в овладении программой, а также уровень готовности
их к обучению в школе.
9
В 2024 году в школу выпустились 2 группы (30 детей), из них 3 воспитанника
поступил в коррекционное образовательное учреждение, а все остальные дети
поступили на обучение в общеобразовательные учреждения. В среднем, 60 %
выпускников имеют высокий уровень готовности к обучению в школе, 40 % средний уровень готовности, низкий уровень - отсутствует. Из всех предпосылок
универсальных учебных действий лучше всего у выпускников развито
регулятивное действие контроля и освоена нравственная норма взаимопомощи.
Недостаточно сформированы знаково-символические действия, различение
предметной и речевой действительности, внутренняя позиция школьника.
По общим результатам мониторинга можно сделать выводы:
- видна динамика показателей в сторону высокого уровня и заметно снижение
низкого уровня развития детей;
- работа педагогического коллектива по реализации АООП в течение учебного года
была направлена на развитие детей, были качественно подобраны формы и методы
работы с воспитанниками, испытывающими трудности в овладении программой, а
также формы взаимодействие с семьями воспитанников, большое внимание
уделялось индивидуальной работе;
- четкая, слаженная работа всего педагогического коллектива принесла
положительные результаты по реализации АООП МБДОУ.
Одним из направлений мониторинга является анализ уровня адаптации
детей. Ежегодно детский сад посещают дети раннего возраста (2 - 3 года), а для
любого ребенка поступление в детский сад является трудным шагом, жизнь
взрослых и детей значительно меняется. Во втором полугодии 2024 года поступили
в детский сад 18 детей раннего возраста. Работа с детьми данного возраста всегда
связана со сложным и ответственным периодом адаптации, поэтому в детском саду
организуются специальные условия для детей поступающих в ДОУ:
- гибкий и постепенный график посещения детского сада;
- присутствие родителей в группе;
- консультирование родителей воспитанников впервые поступающих в детский
сад;
- планирование и организация образовательного процесса всеми специалистами
детского сада;
- ежедневные занятия с педагогом – психологом.
Адаптационный период продолжался с августа до ноября по мере
поступления детей в детский сад. В группах проводилось наблюдение, целью
которого является определение особенностей привыкания детей к условиям
дошкольного образовательного учреждения и группы адаптации. В процессе
наблюдения фиксировались следующие показатели психического здоровья
ребенка:
- эмоциональное состояние;
- социальные контакты с взрослыми и детьми;
- познавательная и игровая деятельность;
- реакция на изменение привычной ситуации.
10
Итоги адаптационного периода.
Кол-во
Общее
детей
№ группы
Кол-во
группы
детей
риска
Группа
№1
9
1
«Ромашки»
Группа
№1
9
2
«Смешарики»
Формы адаптации
Легкая
Средняя
степень
Тяжелая
7
1
1
4
3
2
У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во
взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо
подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников,
стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой
игры.
По наблюдениям в период адаптации педагоги приложили максимум усилий,
чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым
условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. С воспитателями
групп проводились беседы и были даны рекомендации по облегчению процесса
адаптации к детскому саду. Был налажен контакт с родителями. Было проведено
родительское собрание по теме «Адаптация ребенка к детскому саду»
(психологическое просвещение родителей).
Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям
адаптация детей в группах раннего возраста прошла относительно благополучно.
3. Организация образовательного процесса
МБДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам
Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного
дошкольного образования. МБДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие,
а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х до 7 лет.
Продолжительность пребывания детей в ДОУ - 10,5 часов, с 07.30 до 18.00
часов, исключая выходные и праздничные дни. Режим работы МБДОУ установлен
в соответствии с потребностью семьи, объемом решаемых задач образовательной
деятельности, возможностей бюджетного финансирования - пятидневная рабочая
неделя, выходные дни - суббота и воскресенье, праздничные дни.
Режим посещения ребенком с ОВЗ МБДОУ может определяться индивидуально
(в пределах режима работы МБДОУ).
Календарный учебный график и учебный план являются
локальными
нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации
образовательного процесса в учебном году и разработаны в соответствии с
нормативными документами и учебно-методическим комплексом.
В учебном плане объединены обязательная часть и часть, формируемой
участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части
основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах
для детей дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного
времени, отводимого на освоение основной образовательной программы
11
дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, не превышает 40%.
Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПиН.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их
гармоничному развитию.
Основные компоненты режима (дневной сон, время бодрствования, время
приема пищи и интервалы между приемами пищи, время прогулки, закаливающие,
оздоровительные процедуры) строго соблюдаются. Режим дня составляется для
разных возрастных групп в холодный и теплый периоды года.
Детям с нарушениями речи оказывается логопедическая помощь в форме
групповых и индивидуальных занятий.
В МБДОУ организована работа психолого-педагогического консилиума (далее
ППк) и консультативного пункта для родителей (законных представителей) по
вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, не посещающих
дошкольное учреждение.
Результаты работы психолого – педагогического консилиума.
ППк является формой взаимодействия специалистов детского сада,
объединяющихся для психолого – педагогического сопровождения воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья и (или) состояния декомпенсации.
Целью деятельности ППк является обеспечение диагностико – коррекционного
психолого – педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья и (или) состояниями декомпенсации в соответствии со
специальными
образовательными
потребностями,
возрастными
и
индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья воспитанников. В связи с этим основной задачей нашего
дошкольного образовательного учреждения становится задача обеспечения
комплексной социальной, психолого – педагогической помощи и поддержки детям
с нарушением зрения и детей с речевыми нарушениями.
Работа ППк организована в соответствии с нормативно – правовыми
документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» (№124-ФЗ от 24.07.1998 г.;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (№181-ФЗ от
24.11.1995г);
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
- Письмо Министерства образования Свердловской области от 29.11.2002 № 171 «О
примерном
положении
о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
образовательного учреждения» (приложение к письму от 29 ноября 2002 № 171;
- Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»;
- Положение о психолого – медико – педагогическом консилиуме МБДОУ детский
сад компенсирующего вида № 101.
В детский сад воспитанники зачисляются на основании заключения
ТМПМПК (территориальной муниципальной психолого-медико-педагогической
12
комиссии). На основании этого заключения МБДОУ – детский сад
компенсирующего вида № 101 выстраивает свою работу с детьми ОВЗ.
После поступления детей в ДОУ, специалисты (логопеды, дефектологи,
педагог – психолог, воспитатели) детского сада проводят комплексную
диагностику каждого ребенка. Для обеспечения качественной диагностики и
дальнейшего психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в
развитии, для получения каждым ребенком качественного образования исходя из
его возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и
нервно – психического здоровья, в соответствии со специальными
образовательными потребностями, в ДОУ создан ППк.
Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе
родителей или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей на
основании договора между образовательным учреждением и родителями
обучающихся воспитанников. Обследование проводится каждым специалистом
ППк индивидуально. По данным обследования каждый специалист составляет
заключение, разрабатывает рекомендации, выстраивает план коррекции
имеющихся недостатков. Все это отражается в карте индивидуального развития
детей, которая помогает всем специалистам действовать не разрозненно, а
параллельно, направляя свои усилия в одно русло.
По данным комплексной диагностики разрабатывается индивидуальный
образовательный маршрут целью, которого является индивидуализация образовательного процесса с учетом особенностей и возможностей детей. Для детей инвалидов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который
представляет собой целенаправленную проектируемую программу действий
участников образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное развитие
ребенка-инвалида и реализацию его особых образовательных потребностей.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей
среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми
возможности для получения образования, воспитание и обучение, коррекцию
нарушений развития, социальную адаптацию.
4. Оценка кадрового обеспечения
Образовательная организация укомплектована педагогами на 100%. Общее
количество педагогов в 2024 году – 23 человека. Из них: 14 - воспитатели, 1 –
старший воспитатель, 1 – музыкальный руководитель, 6 – учителей - логопедов,
они же учителя - дефектологи, 1 – педагог-психолог.
Характеристика педагогов по уровню образования и квалификационной
категории.
Образование:
Среднее специальное
Высшее
Квалификационная
категория:
высшая
Количество человек
10
13
8
% от общего числа ПР
43%
56%
35%
13
первая
Без категории
13
2
57%
9%
Сведения о педагогических работниках, аттестованных в 2024 году
Количество
педагогическ
их
работников,
прошедших
аттестацию в
2024 году
5
Количество педагогических работников,
прошедших аттестацию в 2024 году на:
1КК
ВКК
2
3
соответствие
занимаемой
должности
-
Количество
неаттестованных
педагогических
работников
-
Результативность повышения квалификации
Всего педагогических и руководящих
Количество педагогических и
работников, прошедших курсовую
руководящих работников, прошедших
подготовку за последние 3 года и
курсовую подготовку в 2024 году и
получивших удостоверение
получивших удостоверение
Количество (чел.)
% от общего числа
Количество (чел.)
% от общего
числа
24
100%
24
100%
Из них:
Из них:
Из них:
Из них:
Руководя Педагоги Руководя Педагоги Руководя Педагогич Руковод Педагог
щих
ческих
щих
ческих
щих
еских
ящих
ических
работник работник работник работник работнико работнико работни работни
ов
ов
ов
ов
в
в
ков
ков
1
23
100%
100%
1
15
100%
65%
Цель курсовой подготовки – это, прежде всего повышение профессиональной
компетентности педагогов.
Задачи курсовой подготовки:
- углубить и усовершенствовать профессиональные знания педагогов для
повышения качества их профессиональной деятельности;
- реализовать образовательные потребности педагогов в соответствии с
выявленными
профессиональными
затруднениями
и
приоритетными
направлениями развития ОУ;
- осуществить реализацию индивидуального образовательного маршрута педагога;
- освоить современные дистанционные формы прохождения курсов повышения
квалификации.
Курсы повышения квалификации позволяют педагогам повысить уровень
своих теоретических знаний, а также усовершенствовать практические навыков и
умений, которые необходимы при организации образовательной деятельности с
детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта.
В 2024 году педагоги активно участвовали в городских и региональных
проектах и фестивалях, посещали мероприятия и представляли свой опыт работы
14
на данных площадках (городской пилотный проект «Музейный бум в ДОО»,
региональный образовательный проект «Добрый город» «Конструктория»).
Педагоги детского сада в 2024 году участвовали в сетевых инновационных
площадках, реализуемых в ДОО, представляли открытые занятия, обучались на
семинарах, в виде статей представляли свой опыт работы:
- инновационная площадка ООО «Мобильное Электронное Образование»;
- сетевая инновационная площадка АНО ДПО «Национальный исследовательский
институт всероссийской общественной организации содействия развитию
профессиональной сферы дошкольного образования "Воспитатели России" по
теме: «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт-тренинг для дошкольников;
- Межрегиональная сетевая площадка по реализации образовательного проекта
"Преемственность плюс", реализация программы патриотического воспитания
«Дети и денежные отношения».
В 2024 году педагоги принимали участие в профессиональных конкурсах:
- областной конкурс «Образование без границ»;
дистанционный
конкурс
методических
разработок
МБУ
ИМЦ
«Екатеринбургского Дома Учителя».
Таким образом в МБДОУ созданы кадровые условия, обеспечивающие
качественную реализацию образовательной программы в соответствии с
требованиями
обновления дошкольного образования; педагоги имеют возможность непрерывного
профессионального развития
через систему методических мероприятий и
курсовой подготовки.
5. Оценка учебно - методического
и библиотечно - информационного обеспечения
В МБДОУ оборудован современный функциональный методический кабинет,
который является центром обобщения и распространения педагогической
информации и педагогического мастерства, способствует повышению качества
подготовки педагогов к организации образовательной деятельности с
воспитанниками. В методическом кабинете располагается библиотечный фонд, в
который входит:
- программно-методическая литература и методические пособия;
-детская художественная литература;
- справочная литература;
- энциклопедическая литература;
- наглядно - демонстрационные пособия разных форматов;
- периодические издания (в том числе электронные);
- мульти - медиа материалы.
В каждой группе созданы условия для реализации АОП ДО по всем
направлениям развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей, детей с ОВЗ (с амблиопией и косоглазием).
Игровой,
дидактический материал
и
методические
пособия
систематизированы по тематическому принципу и с учетом индивидуальных
особенностей детей с нарушением зрения. Размер, цвет и фактура наглядного
(демонстрационного) и раздаточного материала, специфические наглядные
15
пособия во всех возрастных группах подобраны и оформлены в соответствии с
тифлопедагогическими
принципами,
что
позволяет
применять
дифференцированный подход к детям с учетом состояния зрения.
В каждой группе имеется микро методкабинеты, оснащенные программнометодическими материалами, учебно-методическими материалами, учебнодидактическими пособиями, раздаточным и демонстрационным материалом для
реализации
адаптированной
образовательной
программы
дошкольного
образования для детей с ОВЗ.
Применяются специальные методы и приемы работы с детьми: уменьшение
наполняемости групп, создание офтальмологических условий в группах,
распорядка лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и
потребностей ребенка с особыми возможностями здоровья, модификация планов и
программ (увеличение сроков обучения, перераспределение, изменение темпа
прохождения программного материала).
При организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ и
всех возрастных групп руководствовались возрастными, индивидуальными
особенностями и особенностями развития детей с нарушением зрения,
эстетическое оформление групп позволяет воспитанникам чувствовать себя
комфортно.
В каждой возрастной группе созданы центры активности:
- центр игровой деятельности детей;
- центр искусства (дидактические пособия, игры, игровые материалы и игрушки
по ознакомлению детей с музыкальной, изобразительной, художественной и
театральной деятельностями);
- центр речевого развития;
- центр двигательной активности;
- центр развития конструктивной и строительной деятельности детей;
- центр экологического воспитания (уголок природы);
- центр экспериментальной деятельности детей;
- ценр уединения;
- коррекционный центр (специальные игры, игровые пособия, игрушки для
коррекции зрительного анализатора ребенка).
Все эти центры и их оснащение обеспечивают общение и развитие детей в
разных видах деятельности, таких как игровой, коммуникативный, познавательно исследовательский, двигательный, музыкальный, восприятие художественной
литературы и фольклора, конструирования, самообслуживания и элементарного
бытового труда. Развивающая предметно - пространственная среда, созданная в
ДОУ, обеспечивает возможность свободного доступа детей к играм, игрушкам,
пособиям. Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения,
двигательной активности дает возможность изменений развивающей предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
Каждая возрастная группа снабжена мини-методкабинетом, разнообразным
дидактическим материалом, развивающими играми и игрушками, детской
художественной литературой в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников, реализуемой программой и интересам детей.
Оборудование и оснащение методического кабинета, групп и кабинетов
специалистов достаточно для реализации АООП ДО и программы воспитания, созданы
16
условия для возможности организации совместной деятельности педагогов, детей и
родителей.
Вывод: в образовательной организации учебно-методическое обеспечение
достаточное для организации образовательной деятельности, однако для более
эффективной реализации образовательной программы необходимо дополнить базу, в том
числе, и информационную.
6. Оценка материально – технического обеспечения
Материально-техническая база МБДОУ соответствует действующим
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников
МБДОУ. В образовательном учреждении созданы благоприятные условия развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными потребностями,
особенностями, необходимыми для выполнения ФГОС ДО. Развивающая
предметно-пространственная среда групповых помещений МБДОУ обеспечивает
развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечает их интересам и
потребностям, способствует разнообразию детской занятости по интересам. В
групповых помещениях оборудованы центры для организации разнообразной
детской деятельности, позволяющие ребенку активно взаимодействовать в них,
способствуют поиску новых творческих решений, соответствует интересам,
потребностям и индивидуальным возможностям каждого ребенка.
Образовательная деятельность осуществляется в особых условиях,
способствующих укреплению здоровья детей и охране их зрения, облегчающих
зрительное восприятие и предотвращающих утомляемость ребенка с проблемами
зрения. Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей, в МБДОУ - детский сад компенсирующего вида №
101 созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здание образовательной
организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- входная группа оборудована автоматическим подъемным устройством;
- при входе в здание размещена информационная вывеска со шрифтом Брайля;
- на территории смонтирован плавный подъем между бардюрами;
- на территории и в здании установлены тактильные дорожки желтого цвета;
- входные двери обозначены яркой контрастной маркировкой;
- в здании расширены проемы дверей;
- лестничные проемы оборудованы дополнительными перилами.
Для реализации образовательной программы МБДОУ имеет необходимый
материально-технический минимум условий, а именно:
площадь земельного участка - 10258 кв. м;
здание детского сада общей площадью - 1955,9 кв. м;
групповые помещения – 7 (в каждом помещении имеются игровое, спальное,
туалетное помещение, помещение для приема детей и буфетная (групповые
помещения оборудованы необходимым количеством мебели, которая
промаркирована и соответствует возрастным особенностям детей);
методический кабинет - 1;
кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога – 5;
кабинет педагога-психолога - 1;
17
сенсорная комната - 1;
кабинет изо творчества - 1;
спортивный зал – 1;
музыкальный зал - 1;
кабинет музыкального руководителя - 1;
медицинский блок (медицинский кабинет, процедурный кабинет).
Центром обобщения и распространения педагогической информации и
педагогического мастерства воспитателей и учителей-логопедов и учителейдефектологов является методический кабинет ДОУ, способствующий повышению
профессиональной компетентности педагогов и качества педагогической
деятельности. Для осуществления образовательного процесса в достаточном
количестве имеется программно-методический обеспечение: программы,
методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, наглядные
пособия; технические средства обучения (магнитофоны, музыкальные центры,
DVD, микрофоны, телевизоры, компьютеры, МФУ, фотоаппарат, видеокамера,
мультимедиа проекторы, ламинатор, брошюровочная машина, ПК, ноутбук).
Создана локальная сеть на 5 компьютеров, проведен Интернет, WI-FI.
Материально – техническая база (состояние здания, бытовые условия в
группах и специализированных кабинетах, 7 прогулочных участков и спортивной
площадки) соответствует требованиям
СанПиН 2.4.1.3049-13 (санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций)).
Территория ДОУ по всему периметру ограждена забором, учреждение
оснащено специальной системой безопасности - «тревожной» кнопкой, системой
видеонаблюдения и системой противопожарного оповещения. В ночное время и
выходные дни охрану ДОУ осуществляют сторожа.
Медицинское обслуживание проводит медицинская сестра, в основе
деятельности которой лежат нормы, правила и требования СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Вывод: материально-техническое состояние ОО и территории соответствует
действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной
безопасности, требованиям охраны труда.
7. Внутренняя система оценки качества образования
Целью внутренней оценки качества образования в дошкольном учреждении
являлось управление качеством образования дошкольников путем выявления
соответствия организации образовательного процесса и ее результатов
нормативным требованиям.
Направления внутренней системы оценки:
наблюдение за собственной деятельностью по реализации ОП ДО с целью
выявления ее соответствия нормативным требованиям, прогнозирование ее
развития;
- систематическая проверка состояния образовательного процесса с целью
получения знаний о ходе и результатах деятельности педагогов и воспитанников
(согласно годовому плану работы педагогического коллектива на год).
18
В образовательной организации утверждено положение о внутренней системе
оценки качества образования. Мониторинг качества образовательной деятельности
в 2024 году показал хорошую работу педагогического коллектива по всем
показателям.
Состояние
здоровья
и
физического
развития
воспитанников
удовлетворительные. 100 процентов детей успешно освоили образовательную
программу дошкольного образования в своей возрастной группе.
Воспитанники подготовительных групп показали высокие показатели
готовности к школьному обучению.
В течение года воспитанники успешно участвовали в конкурсах и
мероприятиях различного уровня, что подтверждено дипломами, сертификатами,
грамотами.
В период с 13.12.2024 по 24.12.2024 проводилось анкетирование 87 родителей
(73% от общего числа родителей), получены следующие результаты:
- доля получателей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и
вежливость работников организации, – 96 процент;
- доля получателей услуг, удовлетворенных компетентностью работников
организации, – 89 процентов;
- доля получателей услуг, удовлетворенных материально-техническим
обеспечением организации, – 96 процентов;
- доля получателей услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых
образовательных услуг, – 96 процентов;
- доля получателей услуг, которые готовы рекомендовать организацию
родственникам и знакомым, – 100 процентов.
Анкетирование родителей показало высокую степень удовлетворенности
качеством предоставляемых услуг.
Вывод: внутренняя система оценки качества образования способствовала
реализации планов по различным направлениям функционирования учреждения и
принятию эффективных управленческих действий для совершенствования
деятельности ДОУ.
ПОКАЗАТЕЛИ
деятельности дошкольной образовательной организации,
подлежащей самообследованию за 2024 учебный год
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1324, утвердившем систему показателей
деятельности
дошкольной
образовательной
организации,
подлежащей
самообследованию (приложение 1 к приказу Минобразования), в МБДОУ № 101 по
состоянию на 30.12.2024 г. выявлены следующие значения показателей
самообследования:
№ п/п
1.
1.1
1.1.1
1.1.2
Показатели
Образовательная деятельность
Общая численность воспитанников, осваивающих
образовательную программу дошкольного
образования, в том числе:
В режиме полного дня (8-12 часов)
В режиме кратковременного пребывания (3-5
Единица
измерения
Значение
показателя
человек
105
человек
человек
105
0
19
1.4.1
часов)
В семейной дошкольной группе
В форме семейного образования с психологопедагогическим сопровождением на базе
дошкольной образовательной организации
Общая численность воспитанников в возрасте до 3
лет
Общая численность воспитанников в возрасте от 3
до 8 лет
Численность/удельный вес численности
воспитанников в общей численности
воспитанников, получающих услуги присмотра и
ухода:
В режиме полного дня (8-12 часов)
1.4.2
В режиме продленного дня (12-14 часов)
1.4.3
В режиме круглосуточного пребывания
1.1.3
1.1.4
1.2
1.3
1.4
1.5
1.5.1
1.5.2
1.5.3
1.6
1.7
1.7.1
1.7.2
1.7.3
1.7.4
1.8
Численность/удельный вес численности
воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья в общей численности воспитанников,
получающих услуги:
По коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии
По освоению образовательной программы
дошкольного образования
По присмотру и уходу
Средний показатель пропущенных дней при
посещении дошкольной образовательной
организации по болезни на одного воспитанника
Общая численность педагогических работников, в
том числе:
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование педагогической направленности
(профиля)
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное образование
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное образование педагогической
направленности (профиля)
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена
человек
человек
0
0
человек
30
человек
75
Человек/
процент
105/100
Человек/
процент
Человек/
процент
Человек/
процент
Человек/
процент
105/100
Человек/
процент
Человек/
процент
Человек/
процент
дни
105 /100
человека
23
Человек/
процент
13/56
Человек/
процент
13/56
Человек/
процент
10/43
Человек/
процент
10/43
Человек/
процент
21 /91
0/0
0/0
105/100
105/100
105/100
11
20
1.8.1
квалификационная категория, в общей
численности педагогических работников, в том
числе:
Высшая
1.8.2
Первая
1.9.1
Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников, педагогический стаж
работы которых составляет:
До 5 лет
1.9.2
Свыше 30 лет
1.10
Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности
педагогических и административно-хозяйственных
работников, прошедших за последние 5 лет
повышение квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю педагогической
деятельности или иной осуществляемой в
образовательной организации деятельности, в
общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности
педагогических и административно-хозяйственных
работников, прошедших повышение квалификации
по применению в образовательном процессе
федеральных государственных образовательных
стандартов в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Соотношение “педагогический
работник/воспитанник”в дошкольной
образовательной организации
Наличие в образовательной организации
следующих педагогических работников:
Музыкального руководителя
Инструктора по физической культуре
Учителя-логопеда
Логопеда
Учителя- дефектолога
Педагога-психолога
Инфраструктура
Общая площадь помещений, в которых
осуществляется образовательная деятельность, в
1.9
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.15.1
1.15.2
1.15.3
1.15.4
1.15.5
1.15.6
2.
2.1
Человек/
процент
Человек/
процент
8 /35
13/57
Человек/
процент
Человек/
процент
Человек/
процент
3/13
Человек/
процент
7/30
Человек/
процент
24/100
Человек/
процент
24/100
Человек/
процент
23/105
1/5
да/нет
да/нет
да/нет
да/нет
да/нет
да/нет
Да
да
да
нет
да
да
м2
10
0 /0
0/0
21
2.2
2.3
2.4
2.5
расчете на одного воспитанника
Площадь помещений для организации
дополнительных видов деятельности
воспитанников
Наличие физкультурного зала
Наличие музыкального зала
Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих
физическую активность и разнообразную игровую
деятельность воспитанников на прогулке
м2
120
да/нет
да/нет
да/нет
да
да
да
По результатам анализа показателей можно сделать вывод, что МБДОУ –
детский сад компенсирующего вида № 101 имеет хорошую материально –
техническую базу, укомплектован педагогическими и иными кадрами на 100 %,
которые имеют высокую квалификацию, регулярно проходят аттестацию и курсы
повышения квалификации, что обеспечивает стабильное функционирование
образовательной организации.
22