Дополнительная общеразвивающая программа ИЗО_СТУДИЯ

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 3
1.2. Актуальность ................................................................................................. 4
1.3. Практическая значимость программы ........................................................ 6
1.4. Цель и задачи ................................................................................................ 6
1.5. Принципы и подходы в организации образовательного процесса .......... 7
1.6. Ожидаемые результаты ................................................................................ 8
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................ 9
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы ............... 99
2.2. Перспективное планирование по программе ....................................... 133
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................. 211
3.1. Основные характеристики деятельности ............................................... 211
3.2. Планируемые результаты освоения Программы ................................... 222
3.3. Принципы реализации: ............................................................................ 233
3.4. Оборудование, материалы ....................................................................... 233
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..................................... 2525
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. СПИСОК ДЕТЕЙ.
2. ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ.
3. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона
воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта,
эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны
действительности, повышает познавательную активность. Эстетическое
развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей
этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения
искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к
художественному творчеству. Одним из важнейших факторов развития
эстетического творчества детей является использование в работе с детьми
нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Одним из
наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является
художественный ручной труд. Дополнительная образовательная программа
«Умелые ручки» создаёт условия для вовлечения ребёнка в собственное
творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Художественный ручной труд способствует развитию согласованности
в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости,
точности в выполнении действий. Большое влияние оказывает ручной труд
на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или
другими материалами, элементарные опыты с ними позволяют знать
их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность,
обогащают яркими образами окружающего мира. Эти материалы настолько
разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны
детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность,
пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха; особую
радость доставляет детям видеть результат своего труда.
В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать,
размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает
опыт практической работы, продуктивная деятельность не только
оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы,
но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых
психических функций у дошкольников.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими
руками. Формирование, развитие и закрепление навыков и умений
3

происходит с наибольшим эффектом в том случае, когда тематика
практических работ способствует усвоению ранее изученных приёмов
и применению уже знакомых детям инструментов и приспособлений.
Необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников: выполнение
однообразных трудовых операций им быстро надоедает, так же как
и продолжительная работа над одной и той же самоделкой. Поэтому
планировать работу кружка следует так, чтобы дети периодически
возвращались к использованию одних и тех же материалов, но в различных
самоделках, чтобы виды труда постоянно чередовались. Поделки не должны
быть слишком сложными, трудоёмкими, особенно на первых порах;
предпочтение следует отдавать таким предметам, которые можно сделать
в течение одного, двух занятий.
Нормативно-правовую базу Программы составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 года № 273-Ф3;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва «Об утверждении федеральных
требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников»);
- «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»
(СанПиН)
2.4.1.3049-13
(Постановление
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г.
N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций»).
1.2. Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания
4

подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному
искусству. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить
детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием бумагопластики,
пластилинографии, работы с бросовым и природным материалом,
их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на
основе полученных знаний создавать свои композиции, предметы, поделки,
что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер
группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном
труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует
развитию речи ребенка. Дошкольникам доставляет удовольствие делать
поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто
сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает
эмоциональное удовлетворение. Кроме этого у детей развиваются волевые
качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой
моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание,
память, мышление, воображение. Так развивается творческая личность,
способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит
особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше
проводить времени с компьютером и другими средствами технического
прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим
ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Творчество –
это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его
богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать
что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается
интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни,
и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт
взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными
инструментами и материалами.
Ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку
формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также
определенные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью
руки. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых:
и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной
деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить
важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь
овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению
в школе. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного
и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более
5

разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Такое
нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает
отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие
способности, а родителям порадоваться успехам своих детей. Новизна
проекта состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой
изготовления изделий из разнообразных художественных материалов
1.3. Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок
развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность
ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с
комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать,
творить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное, это толчок к развитию воображения,
проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока
неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы.
Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это
настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного
пути, есть только свой собственный путь».
1.4. Цель и задачи
Цель программы: развитие у детей творческих способностей путём
создания поделок с использованием различных материалов и оборудования,
их свободное применение в играх и творческой деятельности.
Задачи:
1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок,
поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2. Формировать технические умения и навыки в работе
с разнообразным материалом, в том числе - нестандартным.
3. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение, умения и навыки, необходимые для создания
творческих работ.
4. Осуществлять работу с учётом индивидуальных интересов,
склонностей и способностей детей.
5. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду,
формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их
творческие способности.
6

1.5. Принципы и подходы в организации образовательного
процесса
Новые федеральные государственные образовательные стандарты
предусматривают быстрый переход к проектированию образовательного
пространства
на основе
принципов
фундаментальности

и

культуросообразности. Подобный

переход

принципиально

изменяет содержание образовательного процесса, в котором возможно
и необходимо:
 выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, создание
оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного
роста; обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их
к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю
и саморегуляции;
 содействие трансляции культуры, передача детям опыта
предшествующих поколений, «вооружение» культурными инструментами,
позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре,
пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать;
 обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству
с другими людьми, подготовка к успешному осуществлению функций,
соответствующих тем ролям, которые человек играет в обществе как
гражданин государства, член семьи, профессиональной группы
и полноценный участник образовательного процесса.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
1. Отбор содержания, доступного детям конкретной возрастной группы
(старший или подготовительный к школе возраст);
2. Постепенное усложнение программного содержания, методов и
приёмов руководства детской деятельностью;
3. Индивидуальный подход к детям;
4. Систематичность;
5. Поощрение инициативного фантазирования.
Принципы содержания программы:
Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов.
Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом
возраста и индивидуальных особенностей детей.
Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира
средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной
деятельности.
7

Принцип систематичности - обучать, переходя от простого к сложному,
что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие
познавательных возможностей детей.
Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы
ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация
творческих задач достигается путем использования в работе активных
методов и форм обучения.
1.6. Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дети:
 освоят правила безопасности во время работы;
 освоят разные техники аппликации;
 научатся различным приемам работы с бросовыми и природными
материалами;
 научатся следовать устным инструкциям, создавать художественные
изделия;
 разовьют внимание, память, мышление, пространственное
воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
 активность и самостоятельность детей в художественноэстетической деятельности;
 умение находить новые способы для художественного изображения;
 передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
Для определения уровня развития используются контрольные занятия в
начале и в конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа
продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на
основе которых корректируется тематический план программы.
Результаты творчества кружка будут представлены систематическими
выставками, участием детей в конкурсах разного уровня, оформлении
работами интерьера детского сада.

8

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Методы, используемые на занятиях кружка:
1. Беседа, рассказ, сказка, стихотворения, загадки.
2. Показ образца, выполнения последовательности работы.
3. Выбор материала.
4. Демонстрация наглядного материала.
5. Создание игровых и проблемных ситуаций.
6. Использование схем.
7. Экспериментирование.
8. Обсуждение результатов.
Формы работы с детьми:
1. Игры и обыгрывание созданных рукотворных изделий.
2. Индивидуальная работа
3. Выставки.
2. Участие в конкурсах.
Формы работы с родителями (законными представителями):
1. Мастер – классы.
2. Дни открытых дверей.
3. Совместное участие в конкурсах и выставках.
4. Индивидуальные беседы.
5. Консультации и папки – передвижки.
Программа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие
ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.
Выделяются четыре раздела:
1. Работа с бумагой и картоном
2. Работа с бросовым материалом.
3. Работа с природным материалом.
4. Работа с пластилином.
Содержание программы кружка «Умелые ручки» по каждому разделу
составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии
систематического и планомерного обучения.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс
воспитания и обучения планомерный и систематический.
Способ освоения материала: объяснительно-иллюстративный (дети
воспринимают и усваивают готовую информацию), репродуктивный (дети
воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности),
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решения
9

поставленной задачи совместно с педагогом), исследовательский
(экспериментальный), (самостоятельная творческая работа детей).
Техники, используемые на занятии.
Коллажи. На протяжении года дети работают с различными
материалами, сочетая их по фактуре и цвету. Это позволяет ребенку
получить знания о свойствах различных веществ и материалов, расширяет
творческие возможности и кругозор.
Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из
бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в
творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной
активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги – прекрасное
упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации –
достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается
широкий простор для креативной деятельности детей. Технология
изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности.
На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации
из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу
разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать
сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги
в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка – это
его труд, его достижение. В процессе изготовления поделок, педагог имеет
возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о
цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети
смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники
бумагокручения и бумагопластики.
Квиллинг и художественное моделирование. Работа строится на
имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами:
складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное,
контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.
Работа
с
бросовым
материалом. Практическая
работа
с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству,
предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования,
знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному
обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев,
развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и
самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают
использование их в быту, и важным моментом при
их изготовлении
является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети
10

знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают
трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют
приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов,
особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на
себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное
назначение:
 для игр детей;
 для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
 их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его
подборе предъявляется определённые требования:
 должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать
аллергию);
 тщательно промытым и высушенным;
 доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.
д.)
При работе с бросовым материалом, учитывается возрастные
особенности детей.
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной
стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы
эту предварительную работу выполнял педагог.
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе
к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их
структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают
их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного
материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе
этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует
развитию у детей воображения и творчества, в основе которых, лежит
овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на
наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные
представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
Работа с пластилином
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает
материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины
с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на
11

горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже
с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином:
раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки
к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте:
выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание,
сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение
частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит
не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что
в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
Эти занятия повторяются в течение года, развивая и закрепляя
необходимые умения.
Программа
предусматривает
также
знакомство
с новыми техниками, стимулируя интерес к творческой деятельности,
расширяя кругозор и формируя умения:
 для развития коммуникативных навыков программа предусматривает
коллективные работы;
 программа предусматривает блоки занятий, на которых одна тема
выполняется в разных техниках (для демонстрации разнообразия
самовыражения);
 тема занятия может меняться в зависимости от имеющихся
материалов.

12

2.2. Перспективное планирование
Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет
Месяц

Тема

Октябрь

Заготовка
бросового и
природного
материалов
Оклеивание
коробочек и
баночек для
хранения
собранного
материала
Звери и птицы по
желанию
детей
Композиция из
листьев, цветов,
косточек, семян
Портрет Осени

Октябрь
(природный
материал)

Ноябрь
(пластилин)

Программные
задачи
Продолжать
знакомить детей с
разнообразием
природного,
бросового
материалов и
использование его
в изготовлении
поделок

Обогащать знания
детей о
разнообразии
природного
материала и его
использовании в
поделках;
продолжать учить
делать поделки из
этого материала;
способствовать
коллективной
деятельности,
умению
планировать свою
работу; доводить
начатое дело до
конца
Мозаичная
Учить детей
аппликация из
самостоятельно
пластилина.
выполнять работу,
«Петя - петушок» отщипывать
«Корзинка для
маленькие кусочки
грибов»
пластилина,
«Веточка рябинки» скатывать шарики
и наклеивать их на
форму,
приготовленную
педагогом.
13

Материал
Ракушки,
камушки, листья,
шишки, палочки,
проволока,
фантики, картон,
баночки,
коробочки,
поролон, косточки,
веточки,
сухоцветы, семена
Шишки, листья,
палочки, клей,
веточки, цветы,
семена

Пластилин,
картон,
Шаблоны,
подложка
прозрачная для
изготовления
веточки рябинки

Декабрь
(бумага)

Январь
(поролон)

Февраль
(бросовый
материал)

Снежинки
Цепочки
Елочки
Маски
Блокноты

Продолжать учить
детей правильно
пользоваться
ножницами; уметь
работать по схеме,
рисунку;
закреплять умения
самостоятельно
складывать и
вырезать из
бумаги, сложенной
пополам и
гармошкой,
срезать не нужные
части, соединять;
оформлять
поделку, проявляя
творчество,
фантазию
Снежки
Закрепить знания
Гусеница
детей о поролоне и
Детский сад
его свойствах;
будущего
способствовать
созданию уже
знакомых поделок,
усложняя их по
своему желанию,
проявляя
фантазию,
творчество;
желание работать в
коллективе и
доводить начатое
дело до конца
Домики
Обогатить знания
Роботы
детей о
Таблетки для игры разнообразии
в больницу
бросового
Открытка в
материала и его
подарок папе
использование при
изготовлении
поделок;
напомнить правила
безопасности в
работе с мелкими
деталями, клеем,
14

Бумага, клей,
ножницы

Поролон,
ножницы, шнурки,
маркеры, клей,
детали от
конструктора

Цветной картон и
бумага,
упаковочная
бумага, клей,
ножницы,
коробочки,
пуговицы,
бусинки,
проволока,
ленточки

Март (кожа,
нитки)

Кулончики
Цветок
Открытка в
подарок маме

Апрель
(природный
и бросовый)

Кораблики
Вертушки
Самолеты
Собачка

Май
(бумага)

Объемная
аппликация
«Божья коровка»
«Пчелка»

ножницами;
развивать
фантазию;
воспитывать
трудолюбие,
аккуратность
Учить детей делать
поделки из
знакомого
материала,
дополняя и
оформляя их
нитками,
ленточками;
развивать
эстетический вкус,
умение проявлять
самостоятельность
и творческие
способности в
выборе цветовой
гаммы
Закрепить умение
детей работать с
разнообразным
материалом,
применяя
знакомые приемы
и методы,
проявлять
творчество,
фантазию,
инициативу,
дружеские
взаимоотношения
Учить детей
создавать
сюжетную
картинку с
использованием
трафарета при
изображении
объекта; развивать
фантазию и
воображение,
опираясь на
15

Кожа, ножницы,
нитки, бусинки,
клей, пуговицы,
ленточки, ткань

Дерево, гвозди,
молоток, бумага,
клей, пилка, кора,
поролон, береста,
мех, ткань

Цветная бумага,
картон, клей ПВА,
простой карандаш,
ножницы,
трафарет, кисти,
салфетки, клеенки

умения,
полученные ранее;
воспитывать
аккуратность в
работе с
материалом.
Выставка работ
для родителей и
детей других групп
Перспективное планирование работы с детьми 6-7 лет
Месяц
Тема
Программные
Материал
задачи
Октябрь
Заготовка
Учить детей работать Альбомный лист,
бросового и
с трафаретом, сухими сухие листья,
природного
листьями, обрывать
силуэт мухомора,
материалов
полоски бумаги,
цветная бумага,
Работа с
скатывать их в коножницы, клей.
природным
мочки; развивать
материалом (сухие мелкую моторику рук,
листья)
воспитывать чувство
Панно «Мухоморы коллективизма
в лесу»
Октябрь
Стрекоза» (из
Учить детей делать
Пластилин,
природного
игрушки по образцу,
вертолетики,
материала)
использовать для
жёлуди.
соединения частей
игрушки пластилин.
Формировать интерес
к данному виду труда,
развивать
воображение.
Соблюдать правила
работы с пластилином
и аккуратно
обращаться с
природным
материалом.
Осенняя пора»
Предложить детям
(аппликация из
сделать картину из
листьев)
листьев. Каждому
Листья, листы
ребенку предложить
бумаги формата
выбрать, что он хочет А-4, клей ПВА
сделать (показать
картинки, образцы),
учить аккуратно
16

Разноцветный
ковёр

«Гроздь
винограда»

Ноябрь

Аквариум
Кольца-держатели
для салфеток в
подарок маме
Портрет Осени

приклеивать листики
в правильной
последовательности.
Учить детей
выполнять
аппликацию из
природного материала
на пластилиновой
основе, развивать
творчество, фантазию,
чувство ритма, учить
составлять
композицию.
Учить детей
изготавливать
поделку из грецких
орехов на
пластилиновой
основе. Развивать
творчество, фантазию.
Воспитывать
аккуратность
Продолжать учить
детей делать поделки
из разных материалов;
обогащать знания
детей о разнообразии
природного материала
и его использовании в
поделках; развивать
инициативу,
творчество
Закрепить у детей
умение выполнять
поделку из бросового
материала, закрепляя
их свойства;
использовать в работе
полученные ранее
знания, умения и
навыки; развивать
творчество, фантазию
Закрепить знания
детей о флористике;
17

Картон разной
формы и размера,
пластилин,
семена разных
растений.

Грецкие орехи (3
шт.на ребенка)
пластилин,
картон.

Коробка,
пластмассовые
рыбки, веточки,
камушки,
бусинки, клей
Проволока, ткань,
ленточки,
бусинки, клей
Листья, косточки,
цветы, клей

Декабрь

Коробочки с
секретом
Чудесные
превращения
картона

Январь

Домовенок
Совенок
Медвежонок

Февраль

Сердечко в
подарок
Цветок в подарок

развивать фантазию,
стремление к
творчеству
Познакомить детей с
новой техникой в
работе с бумагойдекупаж, показать
способы
изготовленияоклеивание объемных
форм и украшение их
по желанию;
развивать творчество,
мелкую моторику рук,
художественный вкус
Познакомить детей с
новым, будучи
забытым, рукоделием
квиллинг, бумажная
филигрань,
бумагокручение;
способствовать новым
творческим
возможностям детей в
работе с бумажными
полосками и картоном
Продолжать учить
детей работать с
картоном и нитками;
научить детей
обматывать колечко
нитками, делать
узелки, разрезы и
дополнять поделку
мелкими деталями;
развивать мелкую
моторику рук,
дружеские
взаимоотношения
Учить создавать
задуманное, пользуясь
трафаретом,
добавлять к
основному то, чего не
достает до
воплощения замысла;
18

Бумага, клей,
ножницы, ткань,
нитки, картон,
коробочки
Картон, бумага,
клей, ножницы

Картон, нитки,
цветная бумага,
ножницы, клей

Проволока, ткань,
нитки, тесьма,
ножницы
Пенопласт,
проволока,
перышки

Март

Апрель

май

Ваза в подарок

учить творчески
мыслить, развивать
художественный вкус
Предоставить детям
возможность
использовать
бросовый материал
так, чтобы
получилось
задуманное,
узнаваемое, используя
знакомый способ
конструированиясоставление целого из
частей; продолжать
развивать творческие
способности и
мелкую моторику рук
Продолжать учить
детей использовать
для своих поделок
пластиковые бутылки;

Пластиковые
бутылки,
гипсовый бинт,
вода, ножницы,
лак
«Подснежники»
Показать способ
Одноразовые
из бросового
изготовления
пластмассовые
материала
цветочной
ложки,
композиции из
пластилин,
бросового материала. цветная бумага,
Вызвать интерес к
небольшая
экспериментированию баночка, шнурок
Аппликация из
Познакомить детей с
Обрезки ниток,
ниток «Бабочка»
новым для них
ножницы, клей,
способом украшения цветная бумага
готового рисунка.
или картон для
Вызвать интерес к
фона, заранее
созданию образа
подготовленный
красивой бабочки
рисунок бабочки
изобразительновыразительными
средствами.
Квиллинг
Познакомить детей с
Бумага разной
(бумагоскручение) историей
фактуры,
История
возникновения
линейка,
возникновения
техники квиллинга.
карандаш,
технологии
Рассказать детям об
ножницы.
бумагокручения - основных правилах
19

квиллинга

работы с бумагой,
правилах разметки
листа. Рассказ о
приборах и
инструментах,
используемых при
работе.
Учить детей с
помощью линейки
отмерять четкие
длинные полоски
одинаковой длины и
ширины;
совершенствовать
навыки вырезания
Учить детей
правильно накрутить
рол, рассказать о
технологии
изготовления форм
«капля»,
«треугольник»,
«долька».
Познакомить с
технологической
картой и
обозначением этих
форм на схемах.

Выставка для
детей и родителей

20

Бумага разной
фактуры,
линейка,
карандаш,
ножницы, клей

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Основные характеристики деятельности
1. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (5-7) лет –
2 года обучения.
2. Изложение материала построено от простого к сложному.
3. Сочетание показа педагога и самостоятельной деятельности детей.
4. Программа не предполагает стартовых умений и навыков, ребенок
приобретает их постепенно.
5. К концу обучения ребенок умеет применять свои навыки и умения в
свободной деятельности, самостоятелен в выборе материала.
6. В соответствии с СанПин занятия по программе проводятся:
 первый год обучения (возраст детей 5-6 лет) 1 раз в неделю,
продолжительность занятий 25 минут;
 второй год обучения (возраст детей 6-7 лет) 1 раз в неделю,
продолжительность занятий 30 минут.
Срок реализации программы 2 года: с октября 2017 по май 2019 год.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю
(4 занятия в месяц) во 2 половину дня.
Во время деятельности кружка «Умелые ручки», осуществляется
индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия,
связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной
отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Календарный учебный график
Первый год
Второй год обучения
обучения

№ Содержание
п/п
1
Кол-во возрастных
групп в каждой
параллели
2
Продолжительность
учебного года
3
Продолжительность
учебной недели
4
Период проведения
мониторинга
5
Продолжительность
непрерывной
образовательной
деятельности

2
37 недель

1
37 недель

5 дней

5 дней

25 мин.

30 мин

21

6

№
п/п

1.
2.

Количество занятий
в неделю по
дополнительной
общеразвивающей
программе
Учебный план
Дополнительная
общеразвивающая
программа для детей
дошкольного возраста
(5-7 лет) эстетической
направленности
«ИЗО СТУДИЯ»
Первый год обучения
(5-6 лет)
Второй год обучения
(6 -7 лет)

1

1

Количество занятий
неделя

месяц

год

1

4

31

1

4

31

3.2. Планируемые результаты освоения Программы
Воспитанники приобретают знания:
 о разных техниках выполнения работ;
 о технике безопасности во время творческих занятий.
 о свойствах различных материалов.
У воспитанников формируются представления:
 о дизайне, как об украшающем жизнь направлении деятельности;
 об истории творческой деятельности человека;
 о возможности выполнения творческих работ в нетрадиционных
техниках.
У воспитанников развиваются умения:
 владение ножницами при выполнении коллажей и аппликаций;
 лепка поделок, скрепление деталей;
 поддерживать интерес к творческой деятельности.
Воспитанники будут участвовать в выставках работ, открытых
занятиях.
Возрастные особенности детей, которые необходимо учесть при
реализации задач программы.
Дети пяти – шести лет могут работать с небольшими проектами,
требующими больше времени, чем одно занятие (в силу развития
стратегического мышления).
22

Дети шести – семи лет обладают всеми необходимыми навыками
(умение рисовать, вырезать сложные формы, лепить. Программа
предусматривает предоставление свободы в творческом выборе в рамках
темы и совершенствование навыков.
3.3. Принципы реализации:
1. Избегать методических шаблонов, разнообразить содержание и
методику проведения занятий.
2. Ставить и решать конкретные цели и задачи, имеющие общее и
специфическое воздействие на ребенка.
3. Соблюдать структуру каждого занятия, методически правильно
организуя начальную, основную и заключительную части.
В подготовительной части занятия (10-15% продолжительности всего
занятия) надо рассказать о поставленной задаче, о вариантах ее решения,
показать опыт решения подобных задач. В основной части (70-80% времени)
решаются задачи развития навыков и умений, необходимых для занятий
творчеством, воспитание аккуратности, предоставление возможности
самореализации. В заключительной части занятия (10-15% времени)
необходимо подвести итоги, похвалить ребенка за старание и труд.
4. Рационально регулировать нагрузку. Во избежание усталости,
«расхолаживания» к творческой деятельности наиболее сложные и
трудоемкие элементы выполняет педагог при подготовке занятия. В конце
занятия могут предоставляться дополнительные декоративные элементы.
5. Соблюдать технику безопасности на занятии. В начале каждого
занятия уделить время на краткий инструктаж по технике безопасности.
6. Обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и
создавать оптимальные условия для развития его творческих способностей.
Ни один метод обучения и воспитания не даст положительных результатов,
если он применяется без индивидуального подхода.
3.4. Оборудование, материалы









ноутбук;
мультимедийный проектор;
экран;
аудиоаппаратура;
образцы работ;
мелки разных видов, свечи;
простые и цветные карандаши разной твердости;
кисти разных размеров и структуры, стаканы для воды;
23

 пластилин, глина;
 краски – гуашь, акварель; тушь;
 бумага разных форматов, цвета, фактуры;
 ножницы, линейки;
 палочки или старые стержни для торцевания;
 матерчатые салфетки;
 ткань, вата, бинт;
 различные оригинальные материалы: пуговицы, бисер, стеклярус,
блестки, бусины разного размера и формы и т.д.;
 различные природные материалы: листья, желуди, ветки, шишки,
ракушки, камешки, крупы и т.д.;
 клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки;
самоклеющаяся пленка разных цветов;
 бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики,
кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, открытки, салфетки, фантики
спички и т.д.;
 клей ПВА, клей карандаш, клеевой пистолет.

24

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобкова Т.И., Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н. Художественное
развитие детей/Москва, ТЦ Сфера, 2014.
2. Вдовиченко С.. Дети светлой краской красят мир/Москва, Чистые
пруды, 2009
3. Интернет – ресурсы: Maam.ru, nsportal.ru
4. Комарова
Т.
М..
Цвет
в
детском
изобразительном
творчестве/Москва, ООО «Сфера», 2005
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя
группа, Старшая группа, Подготовительная к школе группа/Москва, изд.дом
«Цветной мир», 2019
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя
группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
7. Никитина А.В. Поделки в детском саду/ С.Петербург: «КАРО», 2010
8. Павлова О.В. Художественный труд. Старшая группа/Волгоград,
Учитель, 2014.
9. Полозова Е. В.. Продуктивная деятельность с детьми дошкольного
возраста./Воронеж, «Учитель», 2009
10. Саллинен Е.В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая
и подготовительная к школе группы/СПб, КАРО, 2010
11. Черкасова И. А. ,. Руснак В. Ю, . Бутова М. В. Москва,
издательство «Скрипторий 2003», 2013г. От салфеток до квиллинга.

25

ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Список детей, посещающих кружок «Умелые ручки»
№ п/п

ФИО ребенка

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

26

Дата рождения

2. Табель посещаемости

№

Ф.И. ребёнка

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

27

февраль

март

апрель

май

2. Мониторинг результатов освоения детьми программы «ИЗО СТУДИЯ»
Ф.И. ребёнка

Умеет
работать
с прир.
матер

Умеет
работать
с брос.
матер

нг

нг

кг

кг

Умеет
работать
с
ножница
ми
нг
кг

Умеет раб Умеет
с клеем и раб с
кистью
краска
ми и
кистью
нг
кг
нг кг

«в» - высокий уровень
«с» - средний уровень
«н» - низкий уровень
Результаты стартовой и итоговой диагностики:
Группа_______________
Н.г., %
ВСН-

К.г., %
ВСН-

28

Умеет
раб с
пласт.
нг

кг

Овладен
ие
новыми
техника
ми
нг кг

Прояв
ляет
фанта
зию
нг

кг

Качест
во
выпол
нения
работ
нг кг

Увлечен
ность

Само
стоятель
ность

Итог
. уро
вень

нг

нг

нг к
г

кг

кг

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».